Браширование без обжига

Деревянные дома европейского
качества по ценам российского
производителя

Строительство домов из клееного бруса

+7 (495) 640-07-97
+7 (495) 724-13-63

Главная / О компании / Блог / Защита древесины обжигом — традиционная технология декорирования и защиты природного строительного материала от гниения, возгорания, придания ей большей стойкости к воздействию влаги и окислению

10.10.2016

Отделка обожженной фасадной доской здания Goyer Residenceв городе Остин, штат Техас, США. Материал Texas Barnwood от компании Delta Millworks (www.deltamillworks.com) Выдающиеся качества материала древесина обусловлены различными причинами. Одна из них — структура. Дерево представляет собой естественный композитный материал с силовым гибким каркасом из цепочек молекул целлюлозы со связующим, в котором одним из важнейших компонентов является лигнин (он и обуславливает превращение живых побегов в жесткую древесину). Другая важная для использования причина — эволюционно приобретенная стойкость к болезням и паразитам (из древесины, к примеру, с давних пор выделяли консервирующие вещества для дубления).

Однако есть у древесины и недостатки: впитывание влаги, набухание, размягчение, естественное природное разложение (жуки и личинки, грибы и бактерии), окисление («выгорание») на свету и проч. Поэтому, к примеру, отделка дома фасадной доской, которая не была предварительно специальным образом обработана, не позволит защитить и украсить строение на длительный срок.

Практически со всеми недостатками позволяет эффективно бороться термообработка — сушка и/или обжиг древесины (промышленный или кустарный — обжиг паяльной лампой). Защита древесины обжигом не только существенно продлевает срок эксплуатации изделий из нее (до 80 лет, как уверяют компании-производители), но и является популярным дизайнерским решением, а также мерой противопожарной безопасности (так как легковоспламеняющиеся смолы поверхностного слоя при обжиге выгорают в первую очередь).

В ходе хозяйственной деятельности, человек обнаружил, что улучшить качества древесины можно длительным вымачиванием, вывариванием, морением, обжигом, осмаливание.

обжиг дерева феном

Как мы теперь можем понять, перечисленные техники обработки приводили к уничтожению уже имеющихся агентов болезней (бактерий, грибов и личинок), высушиванию (для сухих техник) для предотвращения возможности возникновения и развития болезней в сырой среде, закупорке каналов для предотвращения впитывания влаги.

Процесс обжига доски, собранной в огневой канал треугольного сечения. Из статьи о технике Shou Sugi Ban на сайте www.shousugiban.com Это позволило делать водонепроницаемую, стойкую к гниению утварь, прочное оружие, строить суда и детали механизмов для работы в воде. Методы улучшения качеств древесины и ее защиты можно разделить на химические и физические (термообработка в инертной среде, сушка в электрических полях высокой частоты, обжиг древесины).

Стоит отметить, что ошибочно первые относить к неэкологичным, а вторые к экологичным. Средства химической обработки могут являться продуктом переработки древесины без добавления агрессивных компонентов и в этом смысле будут экеологичными, а обжиг древесины для защиты от гниения, напротив, может приводить к выделению вовне и образованию в самой древесине потенциально вредных веществ. Все зависит от применяемых технологий и критериев оценки безопасности.

Обжиг и осмаливание, в конце концов, доросли до современной технологии получения термодревесины. В результате высушивания и прогрева (до 150-270 градусов, возможно под повышенным давлением) в инертной среде (для предотвращения возгорания; такой средой может быть водяной пар, масла) уничтожаются все возможные «зародыши» гниения и механической порчи (личинки). Происходят трансформации на уровне молекул, затвердевание соков и смол, и как следствие — закупорка каналов, предотвращающая впитывание влаги. Дерево становится прочнее и существенно меньше впитывает влагу, слой нагара хорошо защищает от окисления компонентами воздуха и на свету. Другим важным результатом термообработки является изменение декоративных характеристик материала, меняется цвет (становится более насыщенным), проявляется (становится более контрастной) красивая текстура. Благодаря равномерному высушиванию предотвращается возникновение со временем пятнистости от впитывания влаги и выделения солей.

Термодревесину не получить без сложного оборудования. Однако многого позволяет добиться и боле простой способ термообработки — обжиг. Для не слишком толстой доски эффект от обжига будет близок к тому, который достигается при производстве термодревесины. Обжиг открытым огнем применялся и (применяется) при обработке бочек для хранения и модификации алкоголя, для улучшения свойств оружия и кухонной утвари. Обжиг не требует специального оборудования, это процедура занимает немного времени, и ее можно проводить кустарно.

С другой стороны, интерес к традиционным технологиям (да еще с апеллированием к экологичности), хорошие результаты (оригинальный внешний вид, защищенность от гниения и прочих болезней) при небольших ресурсозатратах стали причинами развития производства обожженной древесины в промышленных масштабах.

Обожженная древесина в отделке фасадов и оград. Компания Exterior Solutions (www.shousugiban.co.uk) Для обжига обычно используют древесину хвойных пород (для декорирования интерьеров используют и широколиственные породы). Ее предварительно увлажняют, чтобы обеспечить равномерный глубокий прогрев до обугливания и поднять ворс для его лучшего сжигания, а затем проводят обжиг горелками, либо с помощью разнообразных печей в течение нескольких минут до образования нагара требуемой глубины. Затем доску омывают водой.

Слой нагара при необходимости снимают жесткими щетками на требуемую глубину (в зависимости от того, хотят ли получить черно-серебристую поверхность обугленного дерева или проявить исходный натуральный коричневый цвет древесины с темным до черноты узором, прогоревших глубже менее плотных слоев). Также обработку после обжига совмещают с брашированием (выскабливающими жесткими щетками) для проявления характерного рельефа древесины.

При самостоятельно обжиге древесины, когда нет необходимости в получении сразу больших объемов готового материала и требований к его однородности, обжиг производят ручными газовыми горелками.

Альтернативным и более продуктивным методом является обжиг на жаровнях и печах огневых туннелей и коробов, собранных из заранее подготовленных досок. В результате обжига получается красивый и долговечный материал, который можно использовать как для наружной отделки (материал для заборов и оград, фасадная доска/планкен), так и для украшения интерьеров, изготовления мебели.

Один из ныне популярных методов обжига относят к традиционной японской технике Shou Sugi Ban — «Обжиг кедра», альтернативный термин Yakisugi. Но вместо обжига кипариса (точнее Криптомерии японской иначе «японского кедра», Sugi), используют разнообразные доступные хвойные породы, к примеру, лиственницу.

В технике Shou Sugi Ban три доски стягивают обручами в огневой туннель треугольного сечения. Такая труба при помещении ее на жаровню или при наполнении ее горючим горящим материалом способствует возникновению тяги и пламяобразованию. За несколько минут слой древесины внутри туннеля прогорает на требуемую глубину, после чего короб разбирают, обливают водой, чистят и сушат.

Современные последователи Shou Sugi Ban производят обжиг газовыми горелками и обходятся без огневых туннелей. После огневой обработки дерево отчищается от излишнего слущивающегося нагара железными щетками, а затем покрывают маслом для лучшей защиты и придания поверхности характерного блеска и фактуры.

Отделка, набранная из небольших разноразмерных панелей, изготовленных в технике Yakisugi. Компания Exterior Solutions (www.shousugiban.co.uk) Хотя обжиг и сам по себе средство защиты и закупорки поверхностных каналов для предотвращения впитывания жидкости, дополнительная обработка не будет лишней. Особенно если речь идет о фасадной доске и элементах декоративной отделки экстерьера. Даже обугленное дерево меняет свой характерный цвет со временем под воздействием света и естественных окислителей воздуха, поэтому для сохранения характерного внешнего вида (глубокая чернота, блеск) надолго без периодической процедуры «подновления» маслом, стоит покрыть древесину УФ-защитной и водоотталкивающей пропиткой.

Поскольку при обжиге доски происходит пусть и незначительное, но изменение ее размеров, обжиг лучше проводить до монтажа. Однако при желании провести обработку огнем уже смонтированных на здании элементов, можно выполнить и их обжиг с помощью газовых и бензиновых горелок. При этом нужно предпринять меры противопожарной защиты и не допускать прогара на глубину, при которой может нарушиться герметичность и связность стыков.

Обжиг дерева паяльной лампой

Обработка дерева под старину своими руками — отличный способ придать деревянным элементам декора антикварного, древнего и дорогого вида. Способов сделать дерево старее немного, но все они применимы в домашних условиях при знании азов деревообработки. Ниже поговорим про способы обработки дерева под старину своими руками, к каким видам деревьев они применимы, и непосредственно разберем сам процесс создания старинного дерева.

Как состарить древесину

Довольно популярными в наше время являются вещи из далекого прошлого. Это не обошло и сферу дизайна. Дизайн дома, в котором присутствуют нотки из прошлого в виде старой деревянной мебели, балок перекрытия, разнообразных старинных деревянных элементов декора, придают ему шикарности, дороговизны. Можно даже подумать, что хозяевам в наследство от прадедов достался шикарный дом, которому не один век.

На самом деле все намного проще.

Как обжечь дерево паяльной лампой?

Дело в том, что с модой на все старое пришло понятие имитации под старое. Точно также получилось и с деревом, ведь в любом строительном или мебельном магазине можно найти элементы декора, сделанные под давний стиль. Конечно, цены на такие предметы немаленькие, поэтому их редко кто может себе позволить.

Но мастера работы с деревом знают секреты такого перевоплощения древесины. Ознакомившись с ними, можно без особых усилий и с существенной экономией обзавестись антикварной на вид мебелью и другими предметами.

Обработка дерева под старину производится с помощью 3 распространенных способов, а именно:

  • браширование;
  • обжиг;
  • щелочь.

В домашних условиях большое предпочтение отдается именно 1 варианту.

Первым делом необходимо выбрать древесину, которую будем обрабатывать. Если вы хотите искусственно состарить доски или брус для дальнейшего создания из них различных предметов и мебели, то можно выбирать материалы с различными дефектами (сколы, мелкие трещины, выбоины, сучки). После должной обработки такие дефекты только улучшат результат. Если для старения выбирается готовая мебель, то нужно использовать экземпляры, которые имеют внешний вид, как сделанные вручную в прошлые века. Перед обработкой мебель необходимо полностью разобрать, дабы была возможность добраться до труднодоступных мест.

Также нужно подготовить необходимые материалы, такие как:

  • жесткая металлическая щетка;
  • более мягкая металлическая щетка;
  • кисти для покраски;
  • акриловая краска, лак, воск или морилка;
  • наждачная бумага.

Не мешает перед работой с подготовленным материалом немного потренироваться на ненужных, небольших кусочках древесины.

Некоторые операции могут нанести вред здоровью (при обжиге или использовании химических средств), поэтому их лучше проводить на свежем воздухе и с соблюдением правил безопасности.

Штучное старение дерева

Начнем с самого практикуемого метода — браширования. Весь процесс заключается в том, что по обрабатываемой древесине проводят жесткой металлической щеткой, в результате чего снимаются мягкие ткани дерева и его поверхность становится рельефной.

Первым делом нужно взять топор и его тупой стороной нанести удары по поверхности материала. Удары наносятся хаотически и с разным усилием. Потом верхний шар мягких волокон снимается с помощью жесткой металлической щетки. Щеткой нужно проводить вдоль волокон до тех пор, пока на поверхности не появятся очертания на вид естественных временных повреждений. Затем берется шкурка и производится шлифовка древесины и дальнейшая обработка мягкой щеткой для устранения тонких волокон.

После вышеописанных действий следует покраска материала морилкой или темной акриловой краской. После полного высыхания, с помощью шкурки без больших усилий следует снять краску с верхних, выступающих гребней, при этом краска должна оставаться в выбоинах и трещинах.

В завершение материал покрывают прозрачным лаком и дают ему высохнуть.

Следующие методы не требуют жесткого механического подхода, но сопровождаются рядом довольно опасных операций. Проводить их в закрытых помещениях нельзя.

Далее на очереди обжиг. Здесь при помощи паяльной лампы или горелки прожигается древесина на глубину около 3 мм. Причем чем глубже обжиг, тем заметнее будет эффект старения. После обжига верхнего слоя берется металлическая щетка и соскабливаются обгоревшие части до получения нужного эффекта. Покраска при таком методе может не применяться. После материал шлифуется и лакируется.

Метод с применением щелочи заключается в смачивании поверхности дерева химическими средствами с содержанием щелочи (это могут быть жидкости для мытья кухонных плит и прочие моющие растворы). Такое вещество выедает мягкие волокна древесины и красит ее в серый цвет. После древесину покрывают слоем слабого раствора уксуса или лимонной кислоты (200 мл воды на 1 ч. л.). После просушки изделия следует очистка щеткой и, по необходимости, покраска.

Декупаж часов «Прованский петух». Браширование древесины c обжигом. Подробный мастер-класс.

Декорирование предметов в технике декупаж – весьма простое и увлекательное занятие. А вы знали, что декупаж – это старинное искусство и зародилось оно очень давно. Ремесленники имитировали дорогую восточную мебель, украшенную деревянной мозаикой, обклеивая детали обычных столов и шкафов бумажными картинками и покрывая их несколькими слоями лака. Внешне эта мебель почти ничем не отличалась от привезенной крестоносцами, но, в отличие от настоящей, была доступна обычным людям.

В данном мастер-классе мы будем украшать часы с деревянной рамкой. Надо сказать, что деревянный предмет – это самая распространенная основа для декорирования в технике декупаж.

Инструменты и материалы для декупажа:

  • Сам декорируемый предмет. В нашем случае – это часы.
  • Шкурка крупная и мелкая.
  • Акриловые краски: бронза или позолота.
  • Белая акриловая краска.
  • Колеры. Я использовала два: Krafor №8 (красно-коричневый) и Текс «Карамель».
  • Клей ПВА.
  • Газовая горелка (паяльная лампа).
  • Морилка.
  • Декупажная карта или салфетка с желаемым изображением. Я картинку распечатывала на принтере, а затем при помощи воды скатывала нижний слой. Как это делать, можно посмотреть здесь: Декупаж в стиле шебби-шик. Делаем своими руками.
  • Декоративные уголки. Их можно приобрести в магазине в отделе, где продаются товары для скрапбукинга.
  • Клей «Момент Кристалл».
  • Кисти.
  • Небольшой кусочек поролона.
  • Кракелюрный лак. Раньше я использовала одношаговый кракелюр «Кракле», который выпускает «Аква-Колор». Результат работы с ним можно посмотреть здесь: Баночка для специи «Золотой петушок» в технике декупаж: осваиваем одношаговый кракелюр и рельефную пасту. Для декупажа часов я решила использовать другой лак. В строительном магазине мне приглянулся набор AMERICAN ACCENTS «Краска с эффектом трещин». В описании сказано: двухкомпонентное декоративное покрытие для создания эффекта кракелюра (трещин на поверхности). Идеально для деревянных поверхностей. Как раз то, что надо! Вообще кракелюры, или узоры из тонких трещинок на поверхностях изделий, принадлежат к самым прекрасным методам декорирования, позволяющим искусственно «состарить» предметы.
  • Акриловый лак для финишного покрытия изделия. Я использовала лак в аэрозольной упаковке. Этот лак обладает резким запахом, поэтому работать с ним лучше на свежем воздухе или в помещении, оборудованном вытяжкой.
  • Металлическая щетка.
  • Приступаем к работе. Часы разбираем: вынимаем циферблат и стекло. Часовой механизм у моих часов казался крепко заклеен в коробочке за циферблатом, поэтому я его не трогала. Просто вынула батарейку.

    Итак, мы видим, что поверхность часов оставляет желать лучшего: на ней какие-то пятна, остатки лака и совершенно никому не нужный логотип. Все это безобразие мы удаляем при помощи шкурки. Используем сначала крупную, а затем мелкую.

    После обработки шкуркой на поверхности корпуса часов образовалась пыль. Удаляем ее при помощи влажной тряпочки.

    Теперь перейдем к работе над циферблатом. Заклеиваем цифры и покрываем уголки циферблата кракелюрным составом. Сначала наносим основу. У меня она была черного цвета. Даем ей высохнуть (на это уйдет примерно 30 минут) и покрываем верхним слоем (Венецианский белый)

    Пока лак сохнет, возвращаемся к работе над корпусом часов. Мы будем использовать метод браширования. Название этой техники произошло от английского слова «brush», то есть «кисть» или «щетка». Суть метода заключается в следующем: сначала поверхность обжигается, а затем обрабатывается металлической щеткой, которая выдирает из поверхности мягкие волокна.

    Обжигаем поверхность корпуса при помощи газовой горелки.

    Лучше это делать на улице или на балконе.

    Вот, что у нас получилось:

    Если предыдущий этап был под силу нежным женским ручкам, то теперь лучше позвать на помощь мужчину с болгаркой. Если же такой возможности нет, то берем в руки металлическую щетку и начинаем ей обрабатывать поверхность корпуса. Важно: водить щеткой можно только по направлению волокон, иначе на корпусе появятся некрасивые царапины.

    После обработки щеткой корпус выглядит так:

    Теперь вернемся к работе над циферблатом.

    Разводим белую акриловую краску и колер «Карамель». При помощи губки наносим краску на края циферблата.

    Теперь приклеим мотив. Я выбрала «Прованского петуха», мне кажется, что он очень подходит под подобный декор. Аккуратно обрываем края картинки. Разводим клей ПВА с водой (примерно 2:1) и приклеиваем картинку на поверхность циферблата. Изображение небольшое, поэтому приклеить его без складочек, думаю, будет достаточно просто.

    Деревянную рамку покрываем морилкой. Углы циферблата тоже можно покрасить морилкой. Или же развести белую акриловую краску с колером №8 (красно-коричневый).

    Края изображения затираем мелкой шкуркой.

    Красим стрелки и цифры.

    Обработка бруса паяльной лампой

    Я использовала бронзу. Скажу честно, на фоне петуха стрелки не слишком хорошо видно. У меня, к сожалению, не было черной краски. Она подошла бы для этой цели лучше.

    Ту же самую бронзу разводим водой в пропорции 1:1 и поролоном наносим на корпус часов.

    Приклеиваем декоративные уголки, используя клей «Момент Кристалл».

    Корпус часов покрываем финишным лаком два раза. Циферблат я покрывала лаком 1 раз.

    Часики готовы!

    Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ! А при частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

    С наилучшими пожеланиями в творчестве, Jeiana Johanssen.

    Поделиться материалом в социальных сетях:

    При размещении материала на других ресурсах активная ссылка на www.world-hmade.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

    Главная / Статьи / Технология обжига древесины

    Технология обжига древесины

    Технология обжига древесины Yakisugi (Shou Sugi Ban) пришла к нам из Японии и дословно переводится как «томление кедра». Появление технологии принято датировать XVIII веком, когда массовому сжиганию подвергся японский кипарис Sugi, вплотную подступавший к сельским поселениям и представлявший угрозу возникновения пожаров.

    Обжиг древесины

    Впоследствии японцы оценили как внешний вид обожженной древесины, так и ее эксплуатационные характеристики. Дело в том, что обработка древесной поверхности с помощью огня позволяет значительно увеличить срок службы древесины – порой до 80-ти лет, защищая от пожара и пагубного воздействия различных природных факторов. Потому обожженная древесина широко используется при строительстве, в частности для облицовки фасадов.

    На самом деле технология обработки древесины огнем является гораздо более старинной и издавна ее применяли практически все народности. Осмаливание и обжиг были самыми распространенными способами обработки древесины. И если в первом случае древесина пропитывалась горячей смолой, то во втором под воздействием высоких температур волоконные каналы в наружном слое древесины сужаются и самостоятельно закупориваются смолами и прочими продуктами горения, что в итоге и является защитным механизмом, защищающим древесину и увеличивающим срок ее службы.

    В старину лаги и доски обжигали просто на костре, сейчас для этого используется обычная горелка, также в редких случаях – паяльная лампа. Для процедуры подходят только хвойные породы, отличающиеся высокой плотностью, твердостью и износостойкостью: сосна, кедр, можжевельник. Такую древесину трудно расколоть, и она отличается высокой маслянистостью.

    Суть технологии обжига древесины

    В чем заключается технология обжига дерева:

    • Для более эффективного результата доски складываются в треугольную форму, образуя короб.
    • Процедура обжига происходит очень быстро и длится в среднем 7-10 минут.
    • Затем доски необходимо потушить, если произошло возгорание, и очистить от нагара, используя специальные металлические щетки.
    • В заключение доски необходимо промыть проточной водой.
    • После всех данных процедур на обожженной доске остается незначительный 5-миллиметровый слой нагара, выполняющий защитную функцию.

    Для усиления эксплуатационных свойств древесины и обеспечения еще большей защиты иногда на доски наносится специальный масляной состав, который также придает текстуре дерева приятный глянцевый блеск.

    Преимущества обожженной древесины

    Древесина, обработанная с помощью японской технологии обжига, широко используется не только для облицовки фасадов, но и при строительстве террас и заборов. Об эффективности данной технологии свидетельствует повсеместное использование обожженного дерева в Японии и других странах. Кроме того, обжиг древесины имеет ряд других положительных моментов:

    • Обработка огнем обеспечивает надежную защиту древесины от пожаров;
    • Также обожженная древесина надежно защищена от гниения, грибков и насекомых;
    • Обработанная таким способом древесина отличается необычным привлекательным внешним видом, причем со временем вид и цвет материала не изменяются;
    • Очень длительный срок службы – до 80-ти лет, и впоследствии обрабатывать древесину не потребуется;
    • Технология очень проста и может осуществляться самостоятельно. Кроме того, у технологии обжига древесины есть еще одно крайне важное преимущество – это прекрасная альтернатива химическим способам защиты. Разумеется, в настоящее время на рынке представлено огромное количество всевозможной защитной «химии»: антипирены, антисептики и пропитки. Но такая механическая обработка достаточно трудоемка и отнимает много времени. В то время как обжиг производится один раз и навсегда, отнимает совсем немного времени, а по результативности ничуть не уступает химической обработке.

    Доставка и оплата

    Заказать обратный звонок

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *