Дерево ситтим

II Воскресенье Великого Поста

На горной вершине происходили самые важные встречи Бога с человеком: Моисей получил закон, Илия услышал дыхание Духа. Теперь на гору всходит Иисус, чтобы начать в Себе Самом преображение человека: от болезни страха и ненависти — к божественному свету. Внизу, на ровной земле пророков всегда ждало разочарование и неприятие: Моисей увидел золотого идола, Илия — отступничество и гонение. Иисус спускается, чтобы отправиться на встречу Своему страданию, смерти и воскресению — чтобы преображение Возлюбленного Сына не остановилось на Нем, чтобы каждый мог пойти по Его пути — стать любимым сыном или дочерью Отца, жить Его светом. В этот день мы можем войти в эту связь Божьего света и Христова креста, открывающего путь всеобщему Воскресению.

БИБЛЕЙСКИЕ РАСТЕНИЯ: ДЕРЕВО СИТТИМ, ИЛИ ИЗ ЧЕГО СТРОИЛИ СКИНИЮ

И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли.
Исход 26:15

Греческим словом “скиния” названо то, что на иврите именуется “мишкан” и означает одновременно кущи (кусты), убежище и шатер откровения. Считается, что в древние времена израильтяне жили в кущах – временных жилищах из шкур животных, натянутых на деревянный каркас, или просто в жилищах из веток и листьев. Скиния Завета, или шатер откровения, представляла собой походный храм древних евреев во время их сорокалетнего скитания по пустыне под водительством Моисея после исхода из Египта. Походный храм строился таким образом, чтобы его можно было легко разобрать на части.

Всякий раз, когда израильский народ снова должен был тронуться в путь, скиния разбиралась и кочевала вместе с ним. По прибытии на новое место ее воздвигали снова. Позднее в Иерусалиме был построен храм, устроенный по образцу скинии.

Эта скиния, возведенная Моисеем за один год, являла собой внушительное зрелище. В центре большого двора, огороженного дорогими тканями, повешенными между столбами, находился большой шатер, разделенный занавесом на две части. Первая комната располагалась напротив входа и называлась Святым местом. Здесь размещались жертвенник всесожжения, золотая менора – семисвечный светильник и стол, на котором лежало 12 хлебов, разложенных в два ряда по шесть штук. Эти “хлебы предложения” символизировали 12 колен Израилевых, то есть 12 родов, и обновлялись раз в неделю. Второе помещение, скрытое занавесом, называлось Святая святых, и внутри него хранилось главное сокровище скинии – ковчег Завета. Он представлял собой ящик, сделанный из дерева ситтим и покрытый золотом.

На иврите словом “ситта”, а во множественном числе “ситтим”, именуют деревья, принадлежа щие к роду акаций. В России мы привыкли называть акацией робинию ложноакациевую – Robinia pseudacacia, относящуюся к роду Robinia из семейства бобовых. Это дерево происходит из Северной Америки и завезено в Европу только после 1600 года н. э. Именно робинию чаще всего разводят в садах и парках России под видом акации.

В Библии акация упоминается исключительно в связи с пустыней, поскольку растет только в засушливых регионах. Длинные корни могут проникать в землю на глубину до 30 метров, что позволяет растению пользоваться подземными водами и в случае необходимости переживать десятилетия засухи. Зеленые листья акации служили чрезвычайно питательным кормом для коз и овец, которые по настоянию Моисея были взяты в странствия по пустыне. На всем пространстве пустыни акация была основным источником качественного топлива для приготовления пищи и обогрева, так как ночью в пустыне температура может упасть до точки замерзания воды. Ее длинные, твердые, острые шипы использовались как иглы. Вязкая прозрачная жидкость, вытекающая из естественных трещин или искусственных надрезов на стволах, более известная под названием “камедь”, применялась в качестве вяжущего, противовос палительного и кровоостанавливающего лекарственного средства для лечения всевозможных ран и кожных болезней, желудочно-кишечных заболеваний и больных зубов. И, наконец, в пустыне это было практически единственно пригодное для построения скинии дерево. Древесина акации, более темная и твердая, чем древесина дуба, чрезвычайно долговечна и имеет красивую узорчатую поверхность.

Все исследователи Библии согласны, что дерево ситтим – это акация, но когда речь заходит о том, стволы и ветви какого именно вида акации использовались для постройки каркаса скинии, мнения расходятся. Скорее всего, на эти цели шли ветви и стволы акаций любых видов, растущих в пустынях Синайского полуострова, пустыни Негев и по руслу Иорданской долины. Это, прежде всего, Acacia raddiana, Acacia seyal, акация пустыни Негев – Acacia gerrardii и акация нильская – Acacia nilotica.

Ситтим дерево

Акация еще одного вида – Acacia tortilis – из-за своих малых размеров практически непригодна для изготовления скинии, но и она участвует в древней истории Ближнего Востока и Египта. Когда-то египетские жрецы и иудейские первосвященники покупали у кочевых бедуинов бальзамическое масло, которое, как утверждали продавцы, проистекало от древа познания, растущего в самой низкой точке Земли, недалеко от Мертвого моря. На самом деле это была камедь, которую бедуины добывали из надрезов коры акации этого вида и которую в Египте использовали для бальзамирования тел умерших, а иудейские первосвященники – для обряда воскурения, принесения бескровной жертвы.

И. СОКОЛЬСКИЙ
“Что есть в мире библейских растений?”

Advert140302_2

плод елея

Варианты ответов к вашему кроссворду

ОЛИВА

  • Оли́ва европе́йская, или Масли́на культу́рная, или Масли́на европе́йская, или Оли́вковое де́рево (лат.
  • Плод маслинового дерева
  • Сырье для елея
  • Елейный плод
  • Плод маслины
  • Плод для елея
  • Южный плод
  • Плод для майонеза
  • Южное дерево с маленькими зелеными плодами
  • Плодово-масличное вечнозеленое дерево
  • Тропическое плодовое дерево

ОЛИВКА

  • Оли́ва европе́йская, или Масли́на культу́рная, или Масли́на европе́йская, или Оли́вковое де́рево (лат.
  • Плод оливы
  • Плод для масла
  • Масличный плод
  • Плод для елея
  • Плод Афины в дар эллинам
  • Масличный плод из Греции

АКАДЕМ

  • Артём Алекса́ндрович Ану́фриев (род. 4 октября 1992 года) и Ники́та Вахта́нгович Лы́ткин (род.

    Почему Бог сказал обложить золотом деревом ситим при создании ковчега и скинии?

    24 марта 1993 года) — российские серийные убийцы, более известные как «академовские маньяки» и «иркутские молоточники».

  • Афинский герой, который помог найти Елену, похищенную Тесеем
  • Герой Афин. Помог Диоскурам найти их сестру — прекрасную Елену, похищенную Тесеем и привезенную в Афины

АКАМАНТ

  • Адаманта́н — химическое соединение, насыщенный трициклический мостиковый углеводород с формулой C10H16. Молекула адамантана состоит из трёх циклогексановых фрагментов, находящихся в конформации «кресло».
  • (Акамас) в греческой мифологии сын Тесея и Федры. Участвовал в посольстве в Трою, требуя вернуть Елену Менелаю, от Лаодики, дочери троянского царя Приама, имел сына Мунита, Эпоним филы Акамантиды в Аттике

АКИНЬШИНА

  • Окса́на Сергеевна либо Александровна Аки́ньшина (род.

    19 апреля 1987, Ленинград) — российская киноактриса.

  • Российская актриса, исполнившая роль Кнесинки Елень в фильме "Волкодав из рода Серых Псов"

АКТРИСА

  • «Актриса Весна» — восьмой студийный альбом петербургской рок-группы «ДДТ», вышедший в ноябре 1992 года.
  • Призвание Елены Соловей

АЛДАНОВ

  • Марк Алда́нов (урождённый Марк Алекса́ндрович Ланда́у; Алданов — анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией; 26 октября (7 ноября) 1886, Киев, Российская империя — 25 февраля 1957, Ницца, Франция) — русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.
  • (наст. Ландау) Марк (1886—1957) русский писатель, тетралогия "Мыслитель" (романы "Девятое термидора», "Чертов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров»), романы «Истоки», «Ключ»

АНТИЛОХ

  • Антилох (др.-греч. Ἀντίλοχος) — в древнегреческой мифологии сын Нестора и Евридики (либо Нестора и Анаксибии).
  • Сын Нестора, жених Елены в древнегреческой мифологии
  • Старший сын Нестора, брат Арета, один из женихов Елены и участник Троянской войны

АНФИЯ

  • Кристиан Бемер Анфинсен (англ. Dr. Christian Boehmer Anfinsen, Jr.; 26 марта 1916, Монессен, штат Пенсильвания, США — 14 мая 1995) — американский биохимик, член Национальной АН США, Американской академии искусств и наук (1958), иностранный член Датской королевской академии наук (1964).
  • Римская (умер в 120) христианская мученица, мать священномученика Елевферия Иллирийского

АПИНА

  • Еле́на Евге́ньевна А́пина (более известна как Алёна Апина, род. 23 августа 1964 года, Саратов; урождённая Лёвочкина) — российская эстрадная певица, композитор и поэтесса, заслуженная артистка России (2002), экс-солистка группы «Комбинация».
  • Елена Левочкина на эстраде
  • Под каким именем на нашей эстраде мы знаем Елену Левочкину?

Эти слова находили также по запросам:

«Копилка садовых советов» под редакцией Екатерины Буланиной,

ДРЕВЕСНЫЕ ЛИАНЫ

Для придорожного участка нужно подбирать растения, устойчивые к загрязнениям, долговечные, нетребовательные к почве и влаге, обладающие оздоровительными и, конечно, декоративными качествами.

  • Озеленение стен зданий вьющимися растениями снижает уровень шума в доме в 6–7 раз.
  • Для опор используют малые архитектурные формы: пирамиды, трельяжи, арки, решетки. Все они, установленные между дорогой и домом и увитые растениями, будут выполнять дополнительную роль защиты от пыли, газа и шума.
  • Заборы, обращенные на юг, большую часть дня пребывают на солнце – такие условия хороши для девичьего винограда. Он способен отрастить лозу длиной до 15 м, нуждается в прочной опоре.

    Растения в Библии

    К почве нетребователен, его не нужно укрывать на зиму. Шикарно выглядит в конце лета и осенью, когда его листья приобретают все оттенки красного цвета.

  • Хорошо себя чувствуют на южных стенах плетистые розы, жимолости каприфоль и Брауна. Жимолость растет очень быстро, это многолетняя лиана с душистыми цветами оранжевого, желтого и розового цвета.
  • Восток завоевали древогубец и клематис. Древогубец – мощная лиана, требует крепкой опоры.Клематис – лиана длиной от 2 до 8 м., идеальна для любого вида вертикального озеленения. Главное – не сажать его в кислые почвы. Можно высаживать и по западной стене.
  • В полутени быстро развивается актинидия коломикта. Осенью ее листья с белыми кончиками окрашиваются в красные и фиолетовые тона. На придорожном участке съедобные плоды актинидии в пищу лучше не употреблять.
  • Виноград девичий и амурский, хмель, древогубец высаживают свободно через 1–2 м на расстоянии 0,5 м от стены здания. Сажайте не под самой крышей, где им будет не хватать воды, и не под водосливом, где они будут страдать от влаги. Опоры в виде прочной проволочной сетки или решетки из деревянных реек крепят на расстоянии от стены, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха.
  • Посадка вьющихся растений и уход за ними не сложнее, чем за обычными растениями. Главное, что следует учитывать, – это их зимостойкость в нашей климатической зоне. Надо подбирать районированные растения и сорта. Способность древесных лиан к быстрому росту требует повышенных доз удобрений.

© Сады Северо-Запада.
Это экологический проект.
Помогите ему стать доступным каждому.
При цитировании помещайте активную ссылку
http://sadsevzap.ru или http://сады-севзап.рф

Полынь древовидная (Христово дерево)
Описание. Магическое растение у древних славян, как лекарственное, известно по всей Европе с древних времен. Высокий и мощный зимостойкий полукустарник до 1,5 метров в высоту и ширину. Листья перистые до 8 см в длину. Цвет листьев ярко-зеленый. Соцветия – шаровидные корзинки, собранные в метелки. Цветет в конце лета – сентябре. Место посадки – открытое, солнечное. Почвы легкие, плодородные, перегнойные, нейтральной или щелочной реакции. К поливу нетребовательна.

Применение. Как отдельно стоящие кусты с красивой резной листвой или лекарственное растение.

Размножение. Черенкованием (очень легко) или делением куста.

Уход. К уходу нетребовательна. Полив в продолжительную засуху. Для увеличения кущения рекомендуется весенняя обрезка всего куста.

Лекарственные свойства

Как лекарственное сырье используется верхняя часть. Собирают ее во время цветения. Веточки сламывают, связывают пучками, а потом высушивают, подвешивая или в виде букетов. Полынь древовидная божье-дерево широко используется как лекарственное средство.

Ситтим, дерево

Масло из полыни является составной частью препарата “Атермизол”, который обладает спазмолитическим действием. Он способен резко повышать растворимость солей в моче, а также способствует выведению песка и мочевых камней. Кроме того, препарат этот применяется при лечении почечнокаменной болезни, а также при увеличенной кислотности желудочного сока и гастритах. Как мочегонное средство используют настой травы, а эфирное масло обладает хорошими слабительными свойствами. Издавна в народной медицине божье-дерево использовали для приготовления спиртовой настойки в соотношении 2,5:10, а потом применяли при радикулите для втирания. Настой травы помогает при эпилепсии, при нарушениях менструального цикла и как глистогонное средство. Но на этом народная медицина не остановилась. Божье дерево лечит также простуду, зубную боль, желудочно-кишечные, ревматические, инфекционные и многие другие заболевания. Чай или напар принимается внутрь. Готовится он в следующем соотношении: 1 ложка измельченной полыни на стакан кипятка и употребляется в день по 2-3 стакана. Также применяется полынь в смесях с другими лекарственными растениями. Например, с буковицей лекарственной при ишиасе или с рутой при почечных заболеваниях, в том числе и камнях. Полынь считается противоспазматическим и болеутоляющим средством. Растение запаривают кипятком, а потом обкладывают им нарывы, что ускоряет их созревание. Это средство в народе рекомендуется при воспалении грудной железы. А водные вытяжки с использованием полыни применяют для припарок, компрессов, промываний и примочек. В этих же целях используют однородную массу свежего растертого растения (соцветия и листья). В народе это растение ценится особенно, само название говорит об этом. На ум приходит, еще одно похожее название – божья коровка. Деревья, травы, насекомые, приносящие пользу человеку, всегда были в почете, относятся к ним бережно и сейчас.

С первых страниц Священного Писания мы находим упоминание о растениях. В Библии говорится, что Бог сотворил траву и деревья на третий день (Быт.1:11), однако некоторые растения (тернии и волчцы) появились позже как проклятие за грех прародителей (Быт.3:18). Слово "волчцы" употребляется в Библии исключительно во множественном числе и практически всегда вместе со словом "терние", означают всякую бесполезную, вредную, негодную растительность. Эти слова служат собирательным названием целого ряда сорных и колючих растений, произрастающих повсюду, но с особой быстротой они распространяются на пустынных участках, небрежно обрабатываемых, или вовсе на заброшенных пашнях и виноградниках.

Изначально Богом было установлено, что именно растения будут составлять пищу людей и животных (Быт. 1:29-30) и только после потопа люди получили позволение употреблять в пищу «все движущиеся, что живет» (Быт.9:3).

Упоминаемые в Библии растения можно разделить на три группы: употребляемые человеком в пищу, используемые для строительства и применяемые в религиозном служении.

Растения, употребляемые человеком в пищу.

К первой группе относятся сельскохозяйственные злаки: пшеница (лат. Triticum — Руфь.2:23; 1Цар.6:13), ячмень (2Цар.14:30; Иез.4:12; Ин.6:9), полба, а также лён, мята, анис и тмин. Большое значение имели огородные овощи — горькие травы, очень любимые евреями, а в частности — лук, чеснок и кориандр — растение из семейства зонтичных, огурцы и дыни, которые евреи ели в Египте (Чис.11:5).

Упоминаются в Библии также фисташки (лат. Terebinthus), миндаль (лат. Amygdalus — Быт.43:11). Издревле употребляли в пищу плоды финика (Исх.15:27).

Возделывали в древней Палестине и чечевицу (2Цар.23:11). За чечевичную похлебку Исав продал свое первородство (Быт.25:34).

Особую роль в жизни израильского народа играли два растения – виноград и маслина. Культивирование винограда началось уже во времена Ноя (Быт.9:20).

Из фруктовых деревьев на особом счету у евреев находилась также смоковница, называемая на Кавказе инжиром (Ficus carica). Ее сочные соцветия («плоды») известны как инжир, фиги, смоквы и винные ягоды.

Из других фруктовых деревьев в Библии упоминаются: сикомора – египетская смоковница (Ficus sycomorus)  (Пс. 77), финиковая пальма, изображение которой даже украшало Храм Соломона, яблоня (Пес. Пес.

Библейские растения: деревья, кустарники, лианы

8, 5), ореховые деревья (Пес. Пес. 6, 11), целый сад которых, согласно свидетельству Иосифа Флавия, находился на берегу Тивериадского озера, а также рожковое дерево (Ceratonia siliqua), плодами которого кормили свиней, и которыми питался евангельский блудный сын. Произрастают рожковые деревья семейства бобовых в Палестине, Средиземноморье, Индии и Египте.

Растения используемые как материал

Первый раз мы встречаем упоминание об использовании растений в качестве материала в первой книги Библии. Уже в Эдемском саду Адам и Ева сделали себе одежды (Быт.3:7) из листьев смоковницы (лат. ficus). Позже упомянуто, что изо льна изготавливались одежды священников: как верхние, так и нижние (Лев.16:4; Лев.19:19).

Перед началом потопа Бог повелевает Ною построить ковчег из дерева гофер (Быт.6:14), при этом дает ему точные размеры плавучего средства. Позже, когда возникла необходимость в строительстве Ковчега завета, в который были положены скрижали с десятью заповедями, использовалось дерево ситтим (лат. lignis setthim) или акации (Исх.37:1).

В качестве строительного материала для царского дворца и Храма построенного Соломоном упоминаются кедр (лат. cedrinas ligna —3Цар.7:2), кипарис (3Цар.6:34) и масличное дерево (лат. lignis olivarum —3Цар.6:31).

Растения используемые в религиозном служении

В религиозных церемониях использовались иссоп (лат. Hyssopus — Исх.12:22; Пс.50:9; Ин.19:29), фимиам и мирра (Лк.7:38). Также для освящения храма с вечера и до утра использовался чистый елей (Лев. 24:2). Каждую субботу выпекались хлеба предложения из пшеничной муки (Лев. 24:5).

Не последнюю роль играли растения и в религиозных праздниках. После переселения израильского народа в обетованную землю был установлен праздник начатков. Первый сноп жатвы израильтяне должны были отдать священнику для вознесения во всесожжение перед Господом «чтобы приобрести благоволение» (Лев. 23:11). А во время праздника кущей использовались «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных», из которых сооружались шалаши, служившие в течение семи дней жилищем для иудеев.

В период отступления от истинной веры Библия упоминает поклонение древних иудеев дубравам (4Цар.18:4; Ис.1:29), а также «посвященным деревьям» (2 Пар. 31:1).

Большую роль играют растения в притчах и пророчествах Библии.

В качестве прообраза еврейского народа часто выступает виноградная лоза (Пс. 79; Ис. 5:1-7), а в евангелии от Иоанна Иисус Христос  сравнивает Себя с истинной виноградной лозой (Ин. 15:1).  

В послании римлянам евреи также сравниваются с маслиной, а обращенные из язычников – с дикой маслиной, привитой к природной маслине (Рим. 11:17).

В последней книги Библии говориться о дереве жизни. Это удивительное дерево произрастает в Царстве Небесном, оно плодоносит двенадцать раз в году и на каждый месяц дает свой плод, а листья его служат для исцеления народов (Отк. 22:2).

Особенное внимание хочется уделить такому растению, как мандрагор. Это растение из рода многолетних трав семейства пасленовых (Solanaceae, в которое входит самая обычная картошка) упоминается в нескольких местах Библии, например, в Песне песней Соломона: "Мандрагоры уже пустили благовоние…" Из-за формы корней, иногда напоминающих человеческую фигуру, их воздействия на человека, а также из-за фосфоресцирующего свечения ягод на рассвете в древности мандрагоре приписывали магическую силу. Считалось, что мандрагор исцеляет от бесплодия. Корни этого растения содержат изомер атропина, названный мандрагорином, угнетающий центральную нервную систему. Мельчайшие дозы вызывают склонность ко сну, а большие — возбуждают. В средние века мандрагору использовали как средство от бессонницы, разного рода болей и в качестве анестезирующего. И даже сейчас из нее получают вещество, используемое в обезболивающих препаратах.

В книге Библии Исход второй главы мы читаем об удивительном явлении, пылающем, но несгорающем кусте. Из среды этого куста Бог обратился к Моисею, призвав его вывести народ Израильский из Египта в Обетованную землю. Оказывается, существует растение ясенец белый, выделяющий пары эфирного масла, легко воспламеняющегося на солнце, а также от поднесенного огня или молнии. Куст при этом не загорается. Так что это растение вполне может быть тем кустом, через который Бог обратился к Моисею.

23.05.2012 Olga

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *