Контраст в дизайне

Содержание

29 Июля 2015

Основная цель правил композиции — привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст — это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета  — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному.

Как элиты влияют на мировое потребление и инвестиции

Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и  высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов  расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание – диаметрально удаленная пара

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада — цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом  в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным – оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Удачи!

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съёмки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие в фотографии (Часть 1)

Давайте сегодня поговорим о контрасте. Что это такое — контраст? Многие из фотографов, особенно начинающие, удивятся, если услышат, что контраст —  это элемент композиции.  Но, тем не менее, это действительно так. Ведь контраст —  это не только разница в тонах и цветах изображения.

Контраст как композиционный элемент делает снимок более выразительным, более интересным и привлекательным для зрителя. Контраст придает фотографии эмоциональное звучание. Но прежде чем разбираться, как «работает» контраст в искусстве фотографии, нам нужно уяснить, чем отличаются друг от друга понятия «контраст» и «контрастность».

Контраст — это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Это различие может быть выражено в большей или в меньшей степени. А вот контрастность — это способность фотокамеры видеть и запечатлять это различие, то есть разницу между контрастными элементами изображения.

Фотографу очень важно научиться правильно использовать этот метод. Для этого прежде всего нужно посмотреть на снимок как на некое абстрактное изображение, забыть о его конкретике. Забыть о функциональности вещей, на нем изображенных. Посмотреть, и определить, какой из видов контраста в этом изображении, в этой конкретной композиции более уместен. И нужен ли он там в принципе. Фотографу нужно добиваться того, чтобы контрастные элементы изображения хоть в чем-то, но перекликались с его сюжетной составляющей. А еще нужно загодя определить для себя, цветной будет ваш снимок или монохромный (То есть черно-белый или тона сепии, например). От этого может зависеть, например, яркость и резкость элементов изображения, которые несовместимы между собой.

А теперь давайте поговорим о том, как на фотографиях может выражаться контрастность элементов, в каких видах и формах это может происходить.

Тональный контраст

Под тональным контрастом понимается намеренное затемнение переднего плана и  высветление, подсвечивания заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива.  Этот прием хорошо работает в монохроме, в черно-белой фотографии. На цветных же фотографиях при помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки.

Цветовой контраст

Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Если цветовой контраст применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросится в глаза зрителю, привлечет его внимание.

Контраст, нюанс, роль в композиции

Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам. Цветовой контраст – это выбор таких цветов, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга. Например, желтый и синий, красный и зеленый. Причем, чем ярче, насыщеннее оттенки этих контрастных по отношению друг к другу цветов, тем лучше. Применение цветового контраста очень важно при работе над натюрмортами, пейзажами, снимками цветов. Ну, например, пейзажный снимок зеленой лесной опушки с ярким пятном красной рябины где-нибудь в центре.

Контраст фактуры

А что делать, если у вас в кадре предметы одинакового цвета? Ну вот так случилось. Заказчик захотел —  желтое на желтом или голубое на голубом? Вспомните про то, что кроме всяких других контрастов существует и контраст фактур. Тут правило просто: чем большая разница в фактуре предметов, тем на снимке лучше подчеркивается форма этих предметов. И еще контраст фактур —  это прекрасная возможность выделить светом любой из нужных элементов фотографии.  Также этот вид контраста хорошо использовать, если вам необходимо обратить внимание зрителя на ту или иную характеристику снимаемого объекта. Примеры? Сколько угодно. Морщинистое лицо старенькой бабушки и розовая, нежная щечка внучки. Или нежнейшая лилия на фоне грубой кирпичной стены.

Контраст статики и динамики

Контраст движущихся и неподвижных объектов на снимке. Например, одинокий автомобиль, движущийся на высокой скорости по загородному шоссе на фоне бескрайнего поля и огромного голубого неба.  Или прыгун в высоту, застывший в кадре в своем движении на фоне безмолвных пустых трибун. Находящиеся в движении развевающиеся волосы красивой девушки. Это очень сложный вид контраста. Далеко не каждый фотограф грамотно его применяет. Некоторые даже склонны считать, что контраст статики и динамики находится в противоречии с основными правилами и законами композиции. Но уж если вам удалось добиться в своем снимке такого ярко выраженного контраста этого вида, то будьте уверены – ваша работа станет успешной. Эта фотография будет приковывать к себе внимание зрителей и выгодно выделяться из ряда работ других авторов.

Смысловой контраст

Очень сложный, даже, наверное, самый сложный в применении вид контраста. Его суть заключается в том, чтобы в плоскости одного снимка совместить, казалось бы, не совместимое. Ну, например, человека в зимнем костюме, стоящего на лыжах на жарком пляже на берегу моря. Или обнаженную модель на многолюдной улице большого города. Такие снимки всегда должны быть очень тщательно продуманы. В противном случае, зритель их может принять за больную фантазию их автора и высказать сомнение в здоровье его психики. Смысловой контраст обычно применяют в жанровой фотографии.

Ну, и, несколько слов как итог всего вышесказанного. Если вы будете задумываться о различных видах контраста в ваших работах, то снимки ваши будут намного привлекательнее для зрителя. И не забывайте о том, что в одном снимке вы можете применять сразу несколько вышеописанных приемов. 

Практическое применение контраста. Выявление главного элемента композиции, подчиняющего себе все остальные. Минимальное изменение качеств объекта. Сильный, средний и слабый контрасты, используемый охват светлотного диапазона, светлота контраста и нюанса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Факультет информационных технологий

Прикладная информатика в дизайне

РЕФЕРАТ

ПО КОМПОЗИЦИИ НА ТЕМУ «Контраст, нюанс, роль в композиции»

Выполнила:

студентка I курса

группы 22152

Е.И.Сорокина

Проверила:

Т.И.Минаева

Санкт-Петербург, 2012

Введение

Контраст и нюанс

Виды контраста

Роль в композиции

Практическое применение контраста

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ничто невозможно без сопоставления. Нам свойственно сравнивать. Нельзя вполне оценить качества объекта, если нет чего-то, ему противоположного. Как оценить красоту расцветающей весенней природы, если не переживать опыт мрачной осени и серой городской зимы? Серые улицы, серое небо, серые люди. Вечная серость — то, что пыталось навязать советское правительство как образ жизни. Умного не заметишь в отсутствии глупого. Нам нужно акцентировать на чем-то свое внимание. Это и есть задача контраста.

Контраст и нюанс

Контраст является одним из основных средств композиции. Он помогает выявлять главный элемент композиции, подчиняющий себе все остальные. Контраст — это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором различий больше, чем сходств. Так, противопоставляют живое и не живое, твердое и мягкое, светлое — темное и т.д. Важное условие заключается в том, что сходства все же должны быть. Иначе объекты будут принадлежать к различным группам и их будет невозможно сравнить. Например, мы не можем сравнить красное и соленое.

В некоторых работах контраст выступает главным способом организации формы. В других же случаях является вспомогательным средством.

Как ни парадоксально звучит, «слабость контраста в его силе». Контраст активизирует форму, но нужно быть чрезвычайно осторожным в использовании этого средства, чтобы не добиться эффекта чрезмерности и неуместности, что может привести к разрушению формы. Чтобы смягчить контраст, сделать его богаче и придать целостность, используют следующее средство — нюанс.

Нюанс — это закономерное противопоставление однородных свойств, при котором сходств больше, чем различий.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст (часть 1)

Нюанс, в отличие от контраста, не «кричит», а тихо заявляет о себе. Это тонкое различие, последовательный переход. Формы, построенные на нюансах, спокойные и заметны не сразу. Нюанс — это минимальное изменение качеств объекта.

Активное противопоставление можно смягчить количеством переходов и нюансов — если присутствуют очень темный и светлый цвета, то, расположив между ними множество различных оттенков (своеобразная «растяжка»), удастся сгладить контраст.

Чтобы привлечь внимание к внутреннему содержанию формы, нужно убрать контрастный фон.

Как уже говорилось, все познается в сравнении. Контраст и нюанс будут «работать» только если составить им пару.

Виды контраста

Существуют сильный, средний и слабый контрасты. Они различаются по используемому охвату светлотного диапазона.

Например, сильный контраст охватывает полный светлотный диапазон для максимального противопоставления (черный-белый).

Также в зависимости от используемого участка светлотного диапазона зависит тон (светлота) контраста или нюанса. Различают светлый, средний и темный. контраст нюанс композиция светлота

Нюанс охватывает неполный светлотный диапазон и является слабым контрастом.

Виды контраста:

1) По тону (светлоте)

2) По цвету

3) По размеру

4) По форме

5) По направлению

6) Контраст-инверсия

Контраст по тону.

В этом виде контраста противопоставляются монохромные цвета. Они могут бать как ахроматические (черный-белый или оттенки серого), так и хроматические. То есть, сравниваются между собой различные оттенки одного цвета.

Контраст по цвету.

Это один из самых широко используемых видов контраста. Сравнивают различные цвета. Чтобы получить наиболее сильный контраст, нужно использовать цветовой круг. Диаметрально противоположные цвета будут образовывать самые контрастирующие пары.

Контраст по размеру.

Для этого вида контраста среди прочих однородных элементов один из них нужно выделить его размером — сделать больше либо меньше остальных.

Контраст по форме.

Вот один из простейших вариантов контраста по форме:

Использование контраста по форме в интерьере:

Контраст по направлению.

Здесь элемент будет отличаться от других направленностью. Этот прием можно использовать для выражения чужеродности и одиночества.

Контраст-инверсия.

Данный вид контраста достигается путем преобразования части цветов изображения в противоположные. При этом создается ощущение абсолютного противопоставления.

В композиции зачастую используется не один, а сразу несколько видов контрастов.

Роль в композиции

Контраст имеет свои достоинства и недостатки. Плюс в том, что он организует композицию, активизирует ее элементы, делает работу запоминающейся. В первую очередь зритель замечает то, что само бросается в глаза. И это контраст. Наш мозг так устроен, что мы автоматически все сравниваем. Использование контраста сделает работу более интересной, даст пищу для анализа и размышлений. При отсутствии контраста форма становится маловыразительной. Использование контраста вызывает борьбу внутри композиции, обостряет ее, заставляет найти противоположности.

Контраст отвечает за яркость, активность, мощность композиции. Самые контрастные элементы воспринимаются в первую очередь. Поэтому контраст используют тогда, когда нет времени для рассматривания либо оно ограничено: в рекламе, на плакатах, билбордах. Задача контраста — привлечь внимание, удержать взгляд, заинтересовать.

Нюансы, наоборот, воспринимаются в последнюю очередь и при длительном рассмотрении. Они смягчают композицию, делают ее богаче. Нюанс используют, когда у зрителя есть время рассматривать и анализировать работу.

Контраст и нюанс — то композиционное средство, которое придает композиции объем и плановость.

Контраст позволяет получить иллюзию пространства, выстроить систему подчиненности (самый важный элемент при этом должен быть самым контрастным), выстроить элементы в иерархическом порядке. Если объект контрастный — он выглядит ближе, если нюансный — дальше. Контраст безусловно побеждает нюанс.

Контрасты необходимы в любом изображении. Потому что иначе элементы композиции сольются с фоном по тону или цвету, а человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды.

Контраст и нюанс — это одни из элементов, позволяющих организовать единую и уравновешенную композицию. Также они создают «атмосферу» композиции, её эмоциональный настрой, потому что вызывают различные ассоциации и образы. Это взаимодополняющие средства, вместе создающие гармонию.

Введение главного элемента — контраста — усиливает взаимосвязь между частями композиции. Однако следует помнить, что недостаток контраста заключается в необходимости умения работать с этим композиционным средством — достаточно ошибиться и сделать контраст чрезмерным, как взаимосвязь элементов в композиции разрушится и форма распадется на части. Необходимо соблюдение меры между контрастирующими элементами.

Практическое применение контраста

Контраст находит широкое применение в интерьере. Это контраст форм, фактуры, цвета, структур, поверхностей. Шершавая матовая фактура противопоставляется гладким полированным поверхностям. Локальные пятна — сложным текстурам. Это усиливает выразительность изделий и композиции в целом.

Для дизайна плакатов, листовок, билбордов используют сильный контраст, потому что они требуют моментального, активного воздействия на зрителя. Рабочее место же должно быть исполнено в эргономичном дизайне, чтобы контраст не утомлял.

Если форма оказывается маловыразительной и скучной, простой объем делят на части с помощью контрастных сочетаний цвета и тона. К этому приему часто прибегают в работе над композицией транспортных средств.

Роль нюанса велика в интерьере, когда нужно связывать различные отдельные элементы. Нюансы придают комнате теплоту и уют, важные для жилой среды.

Противопоставление фактур, цвета делают комнату более интересной и «пикантной», придают динамизм.

Использование же одинаковых по фактуре поверхностей и сильных контрастов может придать комнате неуютный вид. Чем интенсивнее цвет материала, тем меньше должна быть поверхность, им занимаемая. Чрезмерная сила контрастов вызывает преждевременное утомление.

Заключение

Закон контраста — один из основных законов композиции.

Это очень сильное средство и пользоваться им нужно осторожно. Контраст активизирует форму, придает целостность и связывает элементы внутри композиции. Но промахи в использовании этого средства могут привести к обратной ситуации, что единство будет разрушено и форма распадется.

Нюансные сочетания смягчают контраст, придают композиции законченность и тонкость.

Композиция, построенная на контрасте, активно воздействует на зрителя. Если контрастные отношения умело использованы, то производимое впечатление моментальное, в отличие от нюанса.

Список используемой литературы

1) graftio.com/2012/01/14/mwm-graphics/

2) www.lookatme.ru/mag/art-design/news-art-design/152873-novye-imena-15-graficheskih-dizaynerov

3) www.coposic.ru/osnovnye-zakony/kontrast/

4) www.dizayne.ru/txt/3sozd0114.shtml

5) www.proektmojdom.ru/rassuka_dezign_20.html

6) library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/23____.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Контраст как средство достижения композиционной выразительности

    Контраст статики и динамики. Тональный контраст (противопоставление светлого и темного). Практическое применение контраста в дизайне, его плюсы и минусы. Контраст в графическом дизайне на основе работ Noma Bar, в дизайне интерьеров Келли Хоппен.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2013

  • Изумрудный цвет

    Контраст изумрудного по цветовому тону и теплохолодности. Яркость ахроматического контраста при разнице в светлоте. Типы цветовых гармоний. Основные принципы композиции цветом. Оптические иллюзии. Соотношение фигуры и фона, а также восприятие глубины.

    презентация , добавлен 11.01.2014

  • Теория композиции

    Формальные признаки композиции картины. Целостность, подчиненность второстепенного главному. Уравновешенность (статическая и динамическая). Типы и формы, приемы и средства композиции и их характеристика. Эстетический аспект формальной композиции.

    реферат , добавлен 20.11.2012

  • Достижение равновесия в композиции

    Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации. Примеры асимметричного построения композиции. Асимметрия как способ достижения равновесия. Соподчиненность частей — средство объединения асимметричной композиции.

    реферат , добавлен 14.10.2014

  • Составление цветочной композиции "Воздушная фантазия"

    История флористики, стили букетов. Формы, ряды и виды поверхностей во флористике. Группировка частей композиции, оптический вес и баланс, закон рычага. Симметрия и асимметрия в композиции. Характеристика растительного материала для цветочной композиции.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2014

  • Основы композиции на плоскости. Основные принципы построения композиции

    Методы создания композиции на плоскости с помощью компьютера. Характеристики и изобразительные средства композиции. Значение формы для усиления эмоционального воздействия произведения. Основные принципы ее построения, средства достижения гармонии.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

  • Теория композиции в теории Н.Н. Волкова

    Особенности концепции композиции Волкова Н.Н. Характеристика понятия "композиция". Значение пространства как композиционного фактора согласно теории Волкова. Время как фактор композиции. Роль предметного построения сюжета и слова согласно теории Волкова.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

  • Цветоведение и колористика

    Древний Египет и греко-римская античность, отношение к цвету. Эпоха ампира и классицизма, цветовые решения. Эффект контраста цветности. Цветовая композиция: понятие, основные виды. Особенности сочетания оттенков в интерьере. Общее понятие про колористику.

    презентация , добавлен 22.05.2012

  • Технология изготовления объемной композиции в технике богородской резьбы

    История становления и развития, оценка современного состояния богородского промысла, стилевые особенности объемной композиции. Материалы, инструменты, оборудование рабочего места, процесс и основные этапы изготовления богородской объемной композиции.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2014

  • Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания

    Значение ритма как организующего начала композиции, особенности ее построения в искусстве разных исторических периодов. Пространственное воздействие и виды контрастных проявлений цвета. Понятие художественного образа, его создание в графическом дизайне.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Цветовой Круг Онлайн ⇒

Карта СайтаНазвания ЦветовЦвета АвтомобилейИмена цветов в HTMLКонвертер Цветов

Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Оглавление:

Семь типов цветовых контрастов

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Гёте, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов.

Контраст — элемент композиции

Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

  1. Контраст по цвету
  2. Контраст светлого и темного
  3. Контраст холодного и теплого
  4. Контраст дополнительных цветов
  5. Симультанный контраст
  6. Контраст по насыщенности
  7. Контраст по площади цветовых пятен.

Контраст в веб дизайне

Контраст — фундаментальная основа веб дизайна. Контраст выполняет функцию дифференциации элементов – выделения наиболее значимых элементов и приглушение менее важных.

Контраст влияет на восприимчивость

Контраст напрямую влияет на восприимчивость человеком чего-либо. Он позволяет разделить веб страницу на элементы, который в зависимости от контраста будут более или менее заметны. Элементы с высоким контрастом являются наиболее значимыми и восприимчивыми.

Контраст – одна из проблем современного веб дизайна. Многие начинающие веб дизайнеры не придают ему особого значения и создают сайты, элементы которых не имеют разделенный контраст, что в конечном итоге приводит к плохой восприимчивости дизайна в целом.

Как правильно использовать контраст

Главное правило – контрастными должны быть именно важные элементы веб страницы. Откройте свою веб страницу и посмотрите на нее глазами посторонних посетителей, которые зашли на ваш сайт с определенной целью. Вы продаете какие-либо товары? Сделайте данный блок выделенным, добавьте цвет или наоборот, понизьте контраст остальных элементов, что бы при входе на ваш сайт, посетитель первым делом заметил именно этот блок.

Запомните, контраст веб страницы составляется из взаимодействия важных и менее важных элементов.

Например, если ваша веб страница имеет темный фон и чуть затемненные ссылки белого цвета, выделите наиболее важные ссылки просто белым цветом, что бы они сразу бросались в глаза.

Пример недостаточного контраста

На примере рассмотрим дизайн сайта http://www.getinspired.at. Дизайн сайта имеет несколько больших проблем.

Во-первых, веб странице явно не достает контраста. Она выглядит однотипной, монотонной, что в конечном итоге сказывается не только на восприимчивость, но и затрудняет чтение содержимого страницы.

Использование текста серого цвета на сером фоне содержимого, да еще и в совокупности с серым фоном странице не очень хорошая идея. В итоге получается, что самым значимым элементом страницы является фирменный баннер Get FireFox. В данном случае вероятность того, что посетители зайдут на сайт FireFox и скачают одноименный браузер намного выше, чем вероятность того, что они воспользуются услугами веб дизайнера Juergen Lang 🙂

Однако при внесении небольших изменений в контраст, страница действительно может выглядеть намного привлекательней.

Повысив контраст меню справа мы увеличили вероятность того, что посетители все же заметят, что это меню, а не набор однотипных затемненных рекламных ссылок. А изменив фон содержимого с серый на белый – позволили посетителю без нагрузки на зрение прочитать содержимое главной страницы.

Правила контраста

  1. Области высокого контраста более привлекательны, чем элементы низкого контраста. На самом деле важные элементы можно выделить и при помощи низкого контраста. Например, если все элементы страницы будут высокого контраста, а какой-то блок – низкого, безусловно, внимание будет обращено именно на него.
  2. Резкая смена контрастов привлекает. Резкий смен контраста с низкого на высокий смотрится достаточно оригинально. Это же касается и использования тонких границ и линий вместо толстых. Чем толще границы, тем больше интервал между элементами, а значит, разделитель утрачивает свою ясность.
  3. Контраста можно добиться, используя тона и цвета. Разумеется, если поместить на оранжевый фон элемент голубого тона, то он будет заметнее, чем, если на фон поместить элемент, близкий по цветовой гамме к фону.
  4. Динамика привлекает. Так уже устроено человеческое зрение, что наибольшего внимания можно добиться, используя динамику, движения на веб странице. Это не обязательно может быть анимация. Используйте диагональные линии, вместо прямых, трехмерные изображения, вместо плоских.

Измерение контраста

Чтобы измерить уровень контраста необходимо сравнить блеск/яркость переднего плана и фона. Чем больше разница, тем выше контраст. Использование черного цвета на белом является наиболее оптимальным для удобного чтения текста.

Во втором примере желтый цвет используется на сером фоне, что является плохой идеей, так как достаточно тяжело различить, что же все-таки написано в меню. Желтый цвет не добавляет контраста, а наоборот, поглощает его.

При использовании легкого фона, также можно добиться максимального контраста.

Использование инвертированного выделения также является хорошей идеей, но только в том случае, если цвета подобраны соответствующим образом. Например, тот же желтый цвет в совокупности с серым смотрится достаточно плохо.

А вот например инвертировать черный и белый цвет – замечательная идея.

Комментарии

Недовольный пользователь, 05.07.2011 04:04

Очень информативно! :=))))))))

дизайнер, 14.07.2011 09:20

а почему иллюстраций не видно?

Людмила, 28.09.2011 10:31

Потому что стянуто отсюда: http://web-shkatulka.net/content/view/14/33/ ?

Seymur, 01.09.2013 07:44

spasiba za soveti.ya vam bloqadaren

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *