Никандрова пустынь Псковская область

Недалеко от города Порхов находится Никандрова пустынь.

Никандрова пустынь

Ее название происходит от наименования православного монастыря, основанного в честь святого Никандра. А вообще это место называется Никандрова Свято-Благовещенская пустынь. Оно славится своей архитектурой. Тут особая непередаваемая атмосфера.

История

В шестнадцатом столетии на этом месте воздвигли монастырь. Никандр, после крещения получивший имя Никон, известен тем, что почти пятьдесят лет скитался по пустыни и беспрестанно молился Богу. Этим он и заслужил любовь верующих и огромную славу, которая и в наше время побуждает тысячи туристов приезжать сюда каждый год.

Впервые монастырь упоминается в специальном документе 1589 года, который освобождал его от выплаты различных податей и налогов, а также указывал на принадлежность обители Порховского уезда. В семнадцатом столетии святыню разграбили поляки. Они побили монахов и взяли игумена в плен. Весной 1679 года монастырь был сожжен почти полностью. Реконструировать храм удалось лишь благодаря финансовым пожертвованиям. Тогда-то все заново отстроили из камня и значительно увеличили территорию.

В восемнадцатом столетии монастырь являлся заштатным, поэтому он потерял около четырехсот крестьян и некоторые свои земли. Позже все же удалось вернуть большую их часть. Спустя сто лет его статус повысился, и он стал получать две тысячи рублей каждый год. Во второй половине девятнадцатого столетия начали совершать крестный ход из пустыни в Порхов с изображением святого Никандра.

В 1928 году монастырь закрыли, а всех послушников выселили. Здание продали танковой бригаде, которая использовала постройки для возведения военного городка недалеко от Порхова. В 1941 году святое место хотели восстановить, но эта идея так и не была осуществлена.

Только в 2000 году Никандрову пустынь наконец решили реконструировать, для чего был собран специальный совет. Уже через пару лет тут возник первый храм, а еще через год назначили главу, которым стал игумен Спиридон. 28 мая 2005 провели крестный ход. 7 октября 2010 освятили собор Благовещения Пресвятой Богородицы. В настоящее время тут располагается Благовещенский собор и две церкви.

Особенности

Главной знаменитостью пустыни являются святые источники. Один из них – имени апостолов Петра и Павла, а другой – источник иконы Богоматери, который больше известен как глазной источник. Они известны уникальными свойствами. В первом источнике находится купель. Большинство специалистов говорят, что он самый действенный в северо-западной части России. Круглый год его вода имеет голубой цвет, а температура там всегда шесть градусов Цельсия выше нуля. Кроме того, оба источника лечат бесплодие, а также борются с зависимостью от алкоголя и наркотиков.

Как добраться

Чтобы оказаться в этом святом месте, нужно проехать на автомобиле восемьдесят пять километров на юго-восток от Пскова до Порхова. Затем преодолеть сорок километров до деревни Демянка.

Архитектура

СоборЦерковьСвятыня или храмДостопримечательности

Населенные пункты

Посёлок

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку(0)

Комментарии(0)

Никандрова пустынь. Место силы, целебные источники.

1 || 2 || 3

Со времен Ивана Грозного, т.е. с тех пор, когда в этом лесу жил Никандр, широкую известность получили выходившие из болот на поверхность ключи, обладавшие удивительными оздоровляющими свойствами, они содержат значительное количество минеральных солей и газов. На карте видно, что этот монастырь расположен на одном и том же болоте, что и знаменитый курорт Хилово, исследованием минеральных вод которого занимался еще выдающийся химик Бородин, в перерывах между написанием оперы "Князь Игорь". В огромном Никандровском болотно-лесном массиве встречается множество источников. На их основе еще во второй половине 19 века в Хилове образовался курорт. Специалисты насчитали там не менее десятка видов минеральных вод. Никандровские источники изучены меньше, но, надо думать, они не менее разнообразны и так же целебны, как и Хиловские. Люди, попившие в Никандровой пустыни воды из ключей или помывшись ею, чувствовали прилив сил и значительное улучшение самочувствия. Постепенно слава о чудесных источниках, дающих здоровье, распространилась далеко за пределами Порхова и Пскова.

Расстояние между городами Псков и Никандрова пустынь

К затерянному в глухом лесу монастырю потянулись, часто издалека, пораженные разными недугами люди.

Когда посещение целительных источников стало массовым, понадобилось на месте их соорудить колодцы и возвести часовни. А в самом большом источнике появилась возможность купаться.

На территории псковского монастыря, Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, 5 источников. Глазной источник, находится справа у входа в монастырь, со стороны деревни Любовец. Вода в нем слегка мутновата, окрашена торфом, с горчинкой, она помогает при глазных болезнях.

Справа – хозяйственные монастырские постройки, рядом, указатель к другим Святым источникам.

До радонового источника названного в честь преподобного Александра Свирского нужно пройти в глубину леса 1 км 300 м. Именно на том месте Никандру во время его ночных молитв являлся Александр Свирский, новгородец, постриженник Валаамского монастыря, основавший близ реки Свири, в 36 верстах от города Олонца, монастырь, получивший его имя. Умер он в 1533 году — примерно в то время, когда Никандр начал свою отшельническую жизнь. Александр Свирский поддерживал отшельника в видениях, когда Никандру Псковскому было совсем невмоготу. А плохо Никандру бывало не раз. Жизнь отшельника трудна, опасна, а иногда, невыносимо горька: лихие люди, дикие звери, болезни, голод, да разве ж все перечислишь. Вода в источнике красивого голубоватого цвета, она обогащена радоном. Паломники купаются в ледяной воде этого источника с надеждой на исцеление. В простонародье же этот удаленный источник в старину так и назывался: Дальний, или Желтый. Желтый — не за цвет воды, бесцветной и прозрачной, а потому, что ручей, вытекающий из этого бассейна, окрашивает траву в ржавый цвет. Такие следы оставляют на водной растительности соединения железа, которыми богат источник. Местные жители источник Александра Свирского называют радоновым. Глубина, источника доходит до семи метров.

Железистую воду пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, при анемии (малокровии), мочекаменной болезни. Ванны принимают при сердечно — сосудистых заболеваниях.

Прямо дорога к остальным источникам. Источник Петра и Павла. Это два источника под одной крышей часовни, носящие имена самых известных распространителей учения Христова — святых апостолов Петра и Павла. Слева, если смотреть от монастыря, источник с мертвой водой ею лечатся от многих болезней. А справа, примерно в двух метрах от первого, источник с живой водой, очень вкусной и тоже полезной. Монахи пьют именно ее. Видимо, вода поднимается к ним с разных глубин и из разных слоев, сложенных неодинаковыми породами. И каждая вода находит свой путь кверху, через свои трещины и полости. Она лечит болезни сердца и сосудов, в том числе гипертонию и пороки сердца, атеросклероз; поражения костей, суставов и сухожилий; заболевания центральной и периферической нервной системы; женские и мужские болезни; сахарный диабет, ожирение и подагру; нормализует повышенную функцию щитовидной железы; избавляет от язвы желудка, поражений печени и кожи. Вода содержит радон — радиоактивный инертный газ, в старину этот источник называли Живоносным. Так что пейте на здоровье «живую» воду!

А по лесной тропинке можно пройти к сероводородному Св. источнику прп. Никандра. Чуть дальше лесу — самый главный источник этих мест, Никандров. Над ним часовня с иконами, там молятся. По преданию, именно из этого источника брал воду для питья и омовения преподобный Никандр. Этот же источник имеет еще два народных названия: Зубной и Серебряный. До революции в часовне, поставленной над источником, стояла у стены крышка от дубового гроба святого Никандра. В народе существовало поверье: если болит зуб, нужно прикоснуться к крышке гроба и попить воды из колодца. В лаборатории Порховской санэпидстанции в воде этого источника были обнаружены ионы серебра.

Вода в Никандровском источнике имеет яркий запах, т.к. содержит сероводород. Вода эта очень целебна. Ею лечат заболевания опорно-двигательной системы (ревматизм, артриты и полиартриты разного происхождения, болезни позвоночника, костей, мышц, сухожилий); заболевания периферической и центральной нервной системы (за исключением психических расстройств, эпилепсии, алкоголизма и наркомании); болезни женской сферы; кожные болезни (дерматиты, экземы, лишай, себорея, кожный зуд, крапивница и т.д.).

Применяется сероводородная вода в виде ванн, орошений и полосканий.

Вода во всех монастырских источниках поднимается с больших глубин, поэтому всегда очень холодная (4-8 градусов). Новые исследования ученых неопровержимо доказывают, что вода обладает мощными целительными свойствами. В этом самом распространенном на Земле веществе содержатся важные ключи к нашему здоровью. Вода является естественным посредником между физическим телом человека и его психикой — мыслями, намерениями и эмоциями. Вода может впитывать в себя психическую энергию людей, длительное время хранить ее и передавать другим людям. Здоровая, чистая энергия, накопленная в воде, способна исцелять как физические, так и душевные болезни. 

Густой еловый лес, окружающий монастырь, придает святому месту атмосферу таинственности, некоей божественности. Человек в этом лесу чувствует себя легко, радостно, умиротворенно, спокойно, уходит усталость, прибывают силы. Ионы солей и газов, растворенные в водах Никандровских ключей, улетучиваются в воздух, насыщают его и создают на территории монастыря своеобразный микроклимат, полезный для здоровья и похожий на климат высокогорных курортов. Вот почему человек, оказавшийся в этом месте, всегда чувствует себя очень легко и бодро.

На монастырской территории находились еще камни необычной формы и могучий дуб, также почитавшиеся верующими.

1 || 2 || 3Фотографии Никандровой пустыни

На главную ‹ Глоссарий ‹ Монастыри  ‹ Свято–Благовещенская Никандрова пустынь

Свято – Благовещенская Никандрова пустынь

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь расположена в Псковской области в 37 км от г. Порхова, на р. Демьянке, в 70 километрах к северо-востоку от Пскова.

Никандр Псковский (в крещении Никон) родился в 1507 году в том же псковском селе Виделебье, что и преподобный Евфросин, только на сто лет позже, поэтому с детства мечтал продолжить подвиги своего односельчанина — преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, духовного водителя Псковских пустынножителей. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

Преподобный обладал дарами прозорливости и целительства, к нему за помощью обращались многие страждущие, но много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества святой Никандр. Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория на Псков, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра, и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители — Благовещение Пресвятой Богородицы.

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Разрушен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь.

Обитель начала свое возрождение в 2000 году по благословению Владыки Евсевия, когда туда пришли на жительство и молитвенные труды монахи.

Бывший ризничный Псково-Печерского монастыря иеромонах Спиридон был благословлен Владыкой на должность Наместника Никандрова монастыря.

За пять лет братия вместе с послушниками, трудниками и с помощью солдат 76 дивизии ВДВ, возродила монастырь к жизни. Ныне в монастыре освящены два деревянных храма: в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и второй храм — Царственных мучеников. На территории монастыря четыре святых источника во имя Апостолов Петра и Павла, преподобного Александра Свирского, преподобного Никандра пустынножителя, есть и «глазной» источник – святые воды Никандровой пустыни даруют скорбящим укрепление телесное и духовное, а чудотворения в Никандровой пустыне во Славу Божию продолжаются доныне.

Сейчас в монастыре возведены каменные стены и несущие конструкции Благовещенского собора, начато строительство двух жилых корпусов, построено несколько небольших зданий общественного значения, продолжаются работы, связанные с расчисткой руин, благоустройством территории и ремонтом дороги в монастырь.

В монастыре совершаются следующие богослужения: ежедневно: в 6.00- братский молебен, утренние молитвы, полунощница и Божественная Литургия, в 18.00 — вечернее богослужение (вечерня, утреня и первый час). В дни, когда нет Божественной Литургии, совершается монашеское правило.

С особой торжественностью с служением Высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, священноархимандрита обители, в монастыре отмечаются следующие праздники: 24 сентября (7 октября) день памяти при. Никандра с крестным ходом; 15 (28) мая в память избавления жителей Порхова от холеры с крестным ходом; 4 (17) июля престольный праздник в день памяти свв. Царственных Мучеников.

В монастыре подвизаются 8 человек братии и 10 трудников.

Дорогие братья и сестры! Обитель нуждается в вашей помощи, наместник игумен Спиридон и братия приглашает вас в паломничество, побывать на святом месте, искупаться в святых источниках и потрудиться во святой обители.

Игумен Спиридон (Иващенко) Тел. (81134) 62-345

Адрес: 182648 Псковская область.

Места для отдыха и паломничества в Псковской области

Порховский район.
Дубровская волость. п/о Загоска. д. Любовец.
Никандрова пустынь.

Проезд автобусом Псков-Порхов-Загоска

Использованы материалы информационной службы Псковской епархии и сайта www.pskovgo.narod.ru

На главную ‹ Проза ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Игумен Спиридон, наместник Никандровой пустыни

"На какую-то ступеньку всходишь, уже чувствуешь потребность идти дальше".

Древнее монашество первых веков христианства начиналось с пустынножительства. Собственно, первым монахом стал по образу жизни Креститель Господа нашего Иисуса Христа – Иоанн Предтеча, живший в Иудейской пустыне. В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова – русская пУстынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме? Но в совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом.

Преподобный Никандр — единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыни, в порховских лесах, и еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный большевиками в 20-е годы XX столетия, были утрачены и святые мощи преподобного. Когда мы там были в середине девяностых годов, помню восстановленную деревянную часовню, настил перед ней, на котором игумен Павел (Кравец) служил первую литургию: праздновалась память святого. Это был октябрь, и отец игумен призвал молящихся к «веселому терпению» — уже был легкий морозец, а народ молился «на свежем воздухе». Помню, какое-то тепло подхватывало меня, и за три часа литургии и молебна Никандру-пустынножителю никакого холода не почувствовала. Счастье было пережито большое.

Приехав через несколько лет в эти порховские края, пустынь не узнала: высились два прекрасных рубленных деревянных храма, названных по благословению нашего Владыки Евсевия во имя святых Царственных мучеников и образа Божией Матери «Взыскание погибших», на месте разбитого огромного Благовещенского храма аккуратно лежали кирпичи для стройки. Подумала про себя, как же восстанавливать храм, если монахов нет и десяти, трудников маловато… но Господу всё возможно, и уже воздвигнуты колокола на восстановленный Благовещенский храм. Слава Богу! А тогда, в 2006 году 7 октября в день памяти преподобного Никандра еще лежали эти кирпичи на будущей стройплощадке, и мы разговаривали с наместником монастыря игуменом Спиридоном (Иващенко). С монахом сильно не разговоришься, да и вопросы наши были простые, как и ответы игумена.

р.Б. Наталия

— Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они – разные. А какой он — преподобный Никандр?

— Во-первых, он пустынножитель, простой монах. И если в его душе созрело желание уйти в пустынное место, это тоже подражание древнему пустынножительству. Монастыри фактически начинались с пустынножительства: буквально уходили в пустыню первые монахи Антоний Великий и Макарий Египетский. В душе каждого монаха, который стремится к совершенству, рано или поздно созревает желание уединения для молитвенного общения с Богом. Но для этого надо смирение и готовность к такому образу жизни, а жить в полном одиночестве не каждый готов. Эту готовность обычно проверяли старцы, духовники, которые определяли и видели: посильно это жительство иноку или нет, и благословляли. Монах уходил, и не безрезультатно: под конец жизни люди его узнавали и сразу получали результат своих просьб в молитвах пустынножителя.
Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по-другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по-научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.

— Результат пустынножительства – появление мощной духовной силы?

— Господь дает пустынникам и дар прозорливости, и дар чудотворения и, достигнув такого совершенства, человек может принести намного больше пользы и обществу, и страждущим.

— А у Вас был совершенно осознанный выбор, Вы так и шли к цели – монашеству?

— Да… У меня родители верующие. Мать пошла в школу, помню, и сказала: «В пионеры вступать не будет — и все». В комсомол я уже сам осознанно не вступал. Служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как делать. Год служил в Узбексистане, год — под Москвой. У нас многие батюшки служили в строительных частях, у кого не спросим – служили в стройбате. Но армией я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом складываются от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой — тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив – тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, что можно, а что нельзя.

— Разные есть люди, отец Спиридон, и кто-то может сказать о монахах: им хорошо, они взяли и ушли, а мы тут в миру остались. Им и посты легче исполнять — нет рядом холодильника, и молиться легче — ничто не отвлекает, нет телевизора и т.п. Так ли это? Что же в пустыни на самом деле?

— Есть и физические трудности, но идет еще сильная духовная борьба, мысленная. А зачастую она переходила в борьбу с реальными явлениями: привидения устрашали…Но здесь так: на какую-то ступеньку всходишь — уже чувствуешь потребность дальше идти.

— Когда Вы были пострижены?

— В 1988 году, постриг принял в Псково-Печерском монастыре и там подвизался четырнадцать лет.

— Понятно, что все делается в этом мире Промыслом Божиим, но вот возрождать самому монастырь – это можно определить как великое счастье?

— Конечно, это Промысл Божий, и у нас все делается по благословению чиноначалия. Владыка присмотрел меня в Печерах и послал сюда.

— Просто вот так увидел? Отметил взглядом?

— Да, но я у него на глазах был, потому что был ризничим. И, конечно, подготовка к праздникам, когда приезжает наш Владыка, а ризничий отвечает за все храмы материально и готовит все к богослужению.

— Ваше послушание – монастырская ризница в Псково-Печерском монастыре? Там же был известный ризничий отец Серафим (Розенберг).

— Да, я у него все и перенимал.

— Вы его застали, отец Спиридон? А что же можно вспомнить о легендарном ризничем?

— Все хорошее можно вспомнить. Он был очень трудолюбивый, старой традиции – у него ничего не пропадало, все было на своем месте. Сам он ходил всегда в заплатанной одежде.

— А с какого времени, отец Спиридон, возрождается Никандрова обитель, появились монахи?

— Владыка благословил с 2000 года, но почитание этого места было всегда, приезжали православные поклониться преподобному Никандру, и благочинный наш отец Павел (+ 2010 г.) здесь служил литургии в день преподобного Никандра, 7 октября. А я тут всего три года, были до меня иноки, и до нас расчистили территорию от леса. Все заросло, деревья огромные. Солдаты помогали из Псковской десантной дивизии, приобретали у нас опыт выживания.

— Сейчас Бог так помогает, что прямо на глазах поднимаются из праха разрушенные монастыри, но на это нужны деньги, чтобы покупать лес, нанимать рабочих, не все же во Славу Божию трудятся?

— Постоянных жертвователей у нас нет, самый крупный жертвователь – Владыка, он нам дает средства, а понемножку все помогают.

— За пять лет построили два храма в обители.

— Да, быстро построили, строили местные порховские плотники. Стараются. И лес наш, выписываем тут же.

— Почему, отец Спиридон, такой выбор в названии храмов – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и во имя Царственных мучеников?
— Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема – народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название – Взыскание погибших — говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь, а Царственные мученики – наши покровители, покровители России. На них закончилась одна эпоха и началась новая.

— Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на Псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди?

— Действительно в XYI-XYII веках был духовный подъем.

Никандрова Свято-Благовещенская пустынь

И, я считаю, что, когда святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» — и тут же появлялось желание подражать. Читаешь житие монаха-пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице-Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково-Печерский монастырь.

— Сколько братии в Никандровом монастыре?

— Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати.

— А мощи преподобного Никандра не ищете?

— На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий – в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи прп. Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен…

— У Вас новые кирпичи лежат на месте Благовещенского храма, и какие впереди задачи?

— Владыка благословил восстанавливать монастырь, и мы потихоньку движемся. Руины являются памятником архитектуры, но государство благосклонно относится к тому, чтобы восстановить памятник. Нам приходится самим готовить проекты охранных зон, утверждать, готовить генплан монастыря, подходим к изготовлению проекта восстановления Благовещенского собора, но надо расчистить руины, чтобы сделать замеры.

— Значит, отец Спиридон, у Вас впереди возрождение Благовещенского храма?

— Да, мы на него уже подавали бюджетные заявки в Министерство культуры. При архимандрите Геннадии, который был приближен ко двору Императора Павла I, монастырь переживал расцвет. И у архимандрита были проекты расширения храма, потому что на праздник преподобного Никандра сюда съезжались от 15 до 20 тысяч верующих. И собор, который был к середине XYII века, расширялся несколько раз, был такой «расплюснутый», с двумя приделами. Территория храма большая, а архитектурно он выглядел не очень гармонично. И архимандрит Геннадий хотел его снести и построить что-то по типу Императорского храма.

-Часы с монастырской колокольни, которые сейчас идут на Доме Советов, у Вас есть желание попросить их обратно?

— Как Владыка благословит. Вот будет колокольня воссоздаваться, а сейчас такой необходимости нет.

— Отец Спиридон, что можно пожелать сейчас нашему народу в праздник обители нашего преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца?

— Бога не забывать. Народ стремится за счастьем, а счастье на самом деле не в материальном благополучии — душа наша должна общаться с Богом. Хватит уже, попробовали этих удовольствий в кавычках, пусть люди пытаются заходить в храм, молиться. Пусть даже свечу только поставить, но так часто бывает: поставил человек свечку и почувствовал на душе облегчение. Слава Богу!

Сейчас усердием братии и трудников в Никандровой пустыне восстановлен Благовещенский собор, построены храмы, келии, крепко сделаны срубы на святых колодцах преподобного Александра Свирского – святой часто являлся преподобному Никандру, укрепляя его в пустынножительстве. Есть колодец, где можно омыть святой водой глаза для их исправления, есть колодец самого преподобного Никандра, и колодец святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, причем, один замерзает зимой, а другой — нет. На территории обители пять святых источников, и тянется ручеек православных поклониться подвигу пустынножительства, укрепиться в вере и получить исцеление от недугов, телесных и духовных: «Господи, исцели душу мою, яко прибегну к Тебе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *