Остров колпино псковское озеро

Корреспондент «Прессапарте» отправился на крупнейший остров Псковско-Чудского озера, который входит в состав Печорского района Псковской области, чтобы посмотреть, как люди живут в чудесном уголке нашего края, как характеризовали его очевидцы, бывавшие там раньше.

 

Остров Колпина включает в себя три деревни, в которых, по подсчётам самих местных жителей, постоянно проживают сегодня не больше семидесяти человек. В основном, это те, чего уж ходить «вокруг да около», кто «доживают» свои земные лета.

Из поездки я вынес для себя две вещи. Во-первых, псковская деревня вымирает и это не сказки. И, во-вторых, даже при желании каких-то сил изменить ход деревенской жизни – вряд ли что-то изменится. Кто-то из читателей может сказать: «Государство сейчас делает всё для поднятия русской деревни! Нельзя судить по одной-двум деревнях обо всех остальных в целом». Конечно, нельзя. Но радоваться и хлопать в ладоши тому, что одна деревня на сотню других живёт более-менее сносно — тоже смешно. Да и, вообще, подумалось, зачем мне журналисту вмешиваться в жизнь доживающих век людей. Для этого есть ответственные за аграрный сектор, за улучшение условий жизни и труда, в том числе, на селе, за социальное обеспечение граждан, за поднятие уровня жизни населения и так далее… В данном случае мне нужно поступить как и положено журналисту, и в духе фразы одного известного немецкого кинорежиссёра и сценариста, сказавшего: «То, что невозможно изменить, нужно хотя бы описать».

Ни Поля Гогена, ни диких кабанов

Остров Колпина является прекрасным местом для любителя рыбной ловли. Здесь, на острове, кстати, кроме рыбалки и выращивания картошки и овощей, и вовсе заниматься нечем. По крайней мере, мне не встретился там ни один художник, писатель или музыкант, прибывшие для поиска себя.

Короче говоря, местного Поля Гогена найти не удалось. Возможно, просто плохо искали.

 

Ну, да ладно, к чему эти возвышенные темы. Но и признаки сельского хозяйства или  скотоводства, в глаза здесь тоже как-то не бросаются. Овощи жители выращивают для себя, хотя когда-то на острове были внушительные поля распаханной целины, засеянные и зерновыми, и картошкой, а на полях работала техника, которую во время прогулки по Колпина мы застали в остаточном виде: экскаватор, тракторы, агрегаты всякие…

Зато для дикой земляники теперь появилось раздолье и жители собирают ягоды. А что им ещё остаётся… Земляника, к слову, очень вкусная. Мы вдоволь наелись этих даров природы, но долго сидеть на корточках и ползать по траве, городские мышцы не приспособлены. Ещё на тропинках острова встречаются странные кучки земли, как будто огромный крот вылез наружу из своего лабиринта. Это дело клыков диких кабанов, сказал нам местный знаток. Но достоверность этих слов и наличие стай кабанов проверить не удалось, кабаны на пути нашего следования не встретились.

Я ходил по острову и всё пытался понять: чем бы я мог заниматься, если бы жил здесь постоянно? До сих пор думаю…

Вот такие макароны с тушёнкой

На остров по выходным дням утром и вечером причаливает грузовая баржа и привозит с материка гостей и родственников тех жителей, что живут постоянно. На баржу свободно помещаются порядка десяти легковых автомобилей, которые позже колесят по острову на пониженных передачах или первых двух скоростях.

Частые гости Колпина — граждане Эстонии, приезжающие в гости к родне, и иногда спорящие с местным жителями о том, кто из них больше русский. Споры часто проходят в нетрезвой обстановке, и оттого спорят яростно и горячо. Для поддержания накала, почаще «поддают масла в огонь», в чём, кстати, на острове мало кто видит проблему. Выпить люди не прочь. Не все, конечно. Но те, которые встретились нам на пути, были явно из числа сторонников «зелёного змия» и заряжены на диалог, который иногда плавно переходил в театр одного актёра. Так один из мужчин, кстати, приезжий с эстонской стороны, яро доказывал другому пришлому, а точнее – псковичу, наличие у себя широченной русской души и любви к ближнему. Затем разделся и пошёл остудить эмоциональную душу в озеро.

А мы пошли в гости к одному из гостеприимных островитян, который накормил нас  варёными макаронами с тушёнкой из огромной кастрюли и предложил выпить чаю из пакетиков, заваренных в больших, не очень чистых кружках пенсионного возраста. А сам радушный хозяин дома решил выпить водки из привезённой нами в дар бутылки. А потом стал показывать металлический чайник и бочку, стоявшие во дворе, и продырявленные страшными рваными ранами от выстрелов. Чуть позже стало понятно, откуда эти раны на предметах быта. «Убирайтесь отсюда, козлы, а то достану ружьё и перестреляю вас тут всех», — было сказано нам. Мы поклонились, поблагодарили и, конечно, побыстрее убрались со двора. А на следующий день потенциальный стрелок сказал, что он «вчера немного переборщил, и чтобы мы не обижались».

Путешествия по Обозерью. Псковская область, Печорский район

Мы и не обиделись. Что уж там, всякое бывает.

Будем «гудеть» и жарить пышки

С нами на барже на остров приехала парочка влюблённых из Пскова. Вечером они изъявили желание пообщаться. Скучно, молодых на острове почти никого нет. Вот мы приезжие и собрались вместе. Для человека, мечтающего отдохнуть от общества, от суеты и Интернета – остров хорошее место. Телефонную связь поймать удаётся не везде, для этого есть специальные места. Ловятся и эстонские телефонные сети, поэтому нужно быть внимательным и не попасться эстонскому оператору, а то придётся существенно пополнять баланс своего телефона за международный роуминг. Всемогущий Интернет пока не охватил территорию Колпина и это, наверное, неплохо, хоть где-то есть иная жизнь без постоянного потока информации. Да и выходить во всеобщую «информационную паутину» местным жителям не с чего, компьютеров здесь тоже не держат.

Отшельнику или изгою общества подобный уголок мира подойдёт как нельзя кстати. Человеку социальному, привыкшему к движению и суете, день на острове покажется до жути растянутым и пресным как вода из озера.

У российского артиста Игоря Растеряева есть довольно глубокомысленная песня «Дядя Вова Слышкин», в которой проводится параллель между городской и деревенской жизнью, которая в этой песне заканчивается победой деревни. Мол, бросай город приезжай в деревню будем «гудеть» и жарить пышки.  «Брось-ка, ты, все эти города, приезжай в деревню!» — строчка из песни. В песне деревня побеждает. А вот в реальной жизни всё наоборот – деревню побеждают. 

Андрей Молотков, студент:

— Я живу в Печорском районе, учусь в университете в Пскове. На острове Колпина прожил три года в раннем детстве. Мы тогда жили в большом доме, который сейчас стал просто дачей. Раньше на острове жили намного больше людей и дома строили большими, потому что в них жили родители, дети, бабушки, дедушки, тёти и дяди… Теперь я редко приезжаю на остров, родственников здесь почти не осталось. А воспоминания о том, что раньше было — приятные, вызывают улыбку.  Помню лет в пять въехал на тракторе в наш дом, вот шума – то было… Это отец давал мне первые уроки водительского мастерства. На рыбалку тоже лет с пяти начал ходить, и по сей день люблю это дело. В детский сад я вообще не ходил, его и раньше здесь не было. Так что узнавал жизнь и изначально образовывался на острове.

Роман Петроградов, местный житель:

— Мне 38 лет. Раньше жил в Пскове, работал. Но последние лет пять большую часть времени провожу на острове. Облагораживаю участок, работаю по двору, занимаюсь собирательством и рыболовством. Я считаю, что здесь можно прожить вообще без денег. Можно питаться рыбой и продуктами со своего огорода, собирать грибы и ягоды, например. Иногда я, конечно, покупаю какие- то продукты в автолавке, но если чего-то не хватает – это не смертельно. Бывает что и скучно на острове, особенно зимой. Выйдешь на улицу, а кругом сугробы и всё белым-бело… В таких случаях нужно идти по гостям и согреваться. Иногда выезжаю с острова на заработки, затем возвращаюсь. Потом осел здесь. Родственники приезжают редко, но созваниваемся. Поговоришь по телефону, услышишь дорогой сердцу голос – и жить веселей становится. Жить-то надо…

Роман ХОДОСОВ

«Прессапарте»

Версия для печатиОтправить на e-mail

Автор: 

Людмила ГРИШАНОВА.

В Печерском парке в бесснежно-зимнее время действительно царит пора увядания. Только могучие дубы над обрывом у Печерского озера стоят как часовые вечности. Недавно из-под корней одного богатыря пробились светлые струи родничка. Могилевчане обрадовались: неужели к нам вернулась святая Прокопьевская криница, прежнее место нахождения которой внизу под обрывом было затоплено водами Дубровенки при создании искусственного водохранилища?!

В Печерском парке
Листьев хоровод,
И скоро в звуки
Влажного шуршанья
Последний желудь
Гулко упадет –
Аккорд последний
Музыки прощанья.
И лишь рябина
Будет пламенеть –
Единственное, может,
Подтвержденье,
Что время увядания –
Не смерть,
А краткий отдых
Перед возрожденьем.
Александр Мельников.


Так строили церкви.

«Кто-то стоял за спиной»
Принято говорить, что все тайное рано или поздно становится явным. Приоткроет ли Печерск свои тайны нам?
– Здесь было захоронение, – указывает рукой в пространство вдоль прозрачной стены розария «Могилевзеленстроя», отделяющей царство цветов от коридора и служебных помещений, цветовод с 30-летним стажем Тамара Грудино. – Когда начинала работать, здесь находилась прежняя теплица открытого грунта. Старый работник, заведовавший лошадью, дядя Гриша Пугачев, которого застала в коллективе, показывал нам это место.
Тамара Сергеевна припоминает, как молодые девчата боялись тогда оставаться в теплице поздно вечером в одиночестве. Они чувствовали постороннее присутствие: словно кто-то стоял за спиной и пристально смотрел.

Остров Колпина. Живите кто хотите

По утрам в оранжерее появлялось странное облако-дымка, стоявшее над местом захоронения, вскоре исчезавшее. Все мистическое пропало после того, как был сооружен новый розарий с грунтом, закрытым специальной матерчатой основой.
– Возможно, на территории розария оказался и колодец, выложенный кирпичом и бывший частью старых коммуникаций, – продолжает свой рассказ цветовод. – Раньше он находился на улице и был прикрыт плитою. Лет двенадцать назад плита проломилась под лошадью, провалившейся в колодец, на дне которого плескалась вода. Лошадь вытащили, а колодец накрыли бетонной плитою. При строительстве розария, может, его засыпали песком…
Фрагменты старых кирпичных фундаментов находили на территории «Могилевзеленстроя» при проведении земляных работ и в относительно недавнее время.

Мощи в ковше экскаватора
В 60-е годы двадцатого столетия при строительстве предыдущих оранжерей закрытого грунта было вскрыто то самое захоронение, о котором упоминала Тамара Грудино.
– Мой муж Бронислав Кшесинский работал тогда экскаваторщиком и копал траншею под фундамент, – рассказывает бывшая работница «Могилевзеленстроя» Анна Кшесинская. – Ко мне прибежали люди, кричат: «Беги, Бронику плохо…»
Мужу стало плохо после того, как он в одном месте, зачерпнув землю ковшом экскаватора, вытянул на его зубьях… высохшую мумию человека.
Анна Борисовна уточняет, что вначале ковш, стукнув обо что-то твердое, словно провалился в пустоту, т.е. вскрыл свод кирпичного склепа.
– Еще до этого случая я ездила в Киево-Печерскую лавру и видела мощи святых. Та мумия сохранилась лучше печерских. Я запомнила ее волосы – не седые, а сивые, а еще – длинные ногти, – вспоминает Кшесинская.
Судя по одежде, там оказался захоронен священнослужитель высокого ранга – в малиновом бархатном головном уборе, в золотистой ризе. Бархатом была обита и крышка гроба с большим позолоченным крестом.
– Крышку украшало и красивое золоченое кружево, как металлическое. Я тогда взяла его кусочек на память, но года полтора назад выбросила. Думаю: зачем мне кружево с того света? – признается немолодая женщина.
По ее словам, когда муж опустил находку на землю, а сам в полубеспамятстве вывалился из кабины экскаватора, к нетленным мощам подскочил один из бригады заключенных, работавших на стройке. Он «изучил» останки, обнаружил старую книгу и забрал ее.
В тот же день приехали люди со стандартным по размерам гробом, в котором едва уместилась мумия, т.е. человек при жизни был высокого роста. На следующий день появился староста из церкви, интересовавшийся, куда увезли мощи («мощи» от слова «мощь», т.е. сила – авт.).
– В последующие дни землю уже копали осторожно. Достали еще скелет женщины в бархатных туфельках на пробковой подошве и с длинною косою. Потом нашли еще один склеп, над которым рос дуб, корни дерева пронзили его насквозь, поэтому внутри ничего не сохранилось, – повествует 73-летняя Анна Кшесинская. – В Печерске в те годы жила столетняя старушка, рассказывавшая, что на этом месте находилась архиерейская дача и стояла церковь, в здании которой после войны размещался магазин. Я в Печерск приехала в 1947 году, помню, что во дворе магазина лежали мраморные могильные плиты. Рядом росли липы и дубы…


В.Куткович в магазине, разместившемся в церкви св. Георгия Победоносца.

В честь Ангела Георгия Конисского
Восьмидесятилетняя жительница Дачного поселка Валентина Куткович помнит, что магазин в церкви открыли перед войной. После Великой Отечественной в ней работали продовольственный и промтоварный магазины, почта, находился склад. Помнит она и возвышавшийся над землею каменный склеп, закрытый сверху металлической решеткой с замком.
– Рядом стояла красивая усадьба с верандами, к крыльцу которой вела липовая аллея. Мой папа Игнатий Иванович Соколов говорил, что это и есть архиерейская дача. До революции он работал у архиерея поваром, а его дядя Филипп Соколов – главным поваром, – говорит Валентина Игнатьевна. – Знаю, что в 30-е годы в здании архиерейской дачи находился Союзный дом отдыха. Мы туда ходили в кино: среди деревьев висело полотно экрана. Усадьба сгорела во время войны – в нее попал снаряд.
Наверное, воспоминания старожилов об исчезнувших с лица земли архиерейской даче и деревянной церквушке, сведения о найденных нетленных останках были бы не столь важны, если бы не касались памяти святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского и Белорусского, святые мощи которого до сих пор не отысканы. Они вполне могли быть перепрятаны в богоборческие времена из склепа Спасского храма, где покоились в течение столетий.
Именно на денежное пособие, полученное от императрицы Екатерины II, в 1762 г. иерарх смог закончить строительство Спасской церкви в Могилеве, а также соорудил в Печерске св.Георгиевскую церковь (деревянную). В выпуске «Могилевских епархиальных ведомостей» за 1895 г., хранящемся в Могилевском областном историко-краеведческом музее им.Е.Романова, опубликованы исторические свидетельства о восстановлении Свято-Георгиевского храма в канун столетия кончины архиепископа: «В первых числах сентября закончен ремонт Георгиевской церкви, что в Печерске на архиерейской даче. Небольшая деревянная церковь, выстроенная здесь приснопамятным Георгием Конисским в честь своего Ангела и от времени значительно опустившаяся, нашла себе жертвователя в лице казначея Могилевского архиерейского дома иеромонаха Ювеналия… Кроме покраски снаружи, церковь умелою рукой раскрашена внутри, купол ея расписан священными изображениями, поновлен иконостас, на горнем месте помещена икона святой Троицы».

Ушедшие в Небо
Возникновение архиерейской дачи связано с основанием в Печерске резиденции белорусских православных епископов. Имение Печерск отошло к их кафедре в 1644 г. после визита в Могилев настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Петра Могилы – взамен ежегодного жалования из казны в две тысячи рублей. До этого Печерское имение в свою очередь было завещано Лавре 9 декабря 1532 года князем Алексеем Лахтыновичем.
В народной памяти живет предание о том, что князь Лахтынович, завещав имение, исполнил последнюю волю Прокопия Карабанова. Якобы Прокопий проиграл Алексею свое имение в карты, а сам по совету сестры и на ее деньги отправился замаливать грехи в Киево-Печерскую лавру, где стал монахом.
… То ли в воспоминание о раскаявшемся хозяине печерских земель, то ли в честь святого Прокопия и была названа Прокопьевская криница, с которой начался рассказ о тайнах Печерска, которых на самом деле гораздо больше, чем приведено в статье.
Рассказывают, что когда криницу затопили воды искусственного озера, то в ветвях дуба на обрыве появилась икона. Когда люди попытались подпилить дерево, то икона ушла в Небо…

P.S. Если читателям известны факты, связанные с дальнейшей судьбой найденных мощей или другими тайнами Печерска, звоните автору по тел. 32-71-27.

Скачать бесплатно карты Псковской области. Подробная карта Пскова

Карта Псковской области. Карта Пскова. Районы Псковской области. Погода во Пскове

Карта Печорского района. Подробная топографическая карта — Печорский район Псковской области

Карта Печорского района. Подробная топографическая карта — Печорский район Псковской области

На карте с расстояниями по автодорогам между городами, посёлками и сёлами показаны:
Будовиж, Глазово
Дальнево, Дрисливик
Дубки, Заболотье
Замошье, Каменка
Киршино, Колпино
Красная Гора, Кулиско
Кулье, Лисье
Медли, Медово
Рожитец, Сельцы
Сухлово, Шартово
Ястребье

Выморск, Машково
Нов. Бутырки, Чальцево

Бол.

Колпина (остров)

Гверстонь, Ведерниково
Вертушкино, Виски
Вишняково, Горбатицы
Городище, Грабилово
Демидово, Дуравино
Забелино, Заболотье
Заходы, Зимний Борок
Злыполье, Иваново-Болото
Килинец, Козье Загорье
Кривск, Крупп
Кудина Гора, Курново
Лезги, Летний Борок
Литовиж, Лядинка
Мал. Гверстонь, Моложва
Молочково, ПЕЧОРЫ
Песок, Подгорье
Пырсте, Слудицы
Сорокино, Соха
Ямище, Ячменово

Аристово, Бабино
Бельско, Богомолово
Бол. Михалкино, Борок
Веребково, Володино
Воронкино, Голино
Гора, Дмитровский
Дятлово, Емельяново
Железово, Задребье
Зажино, Кашино
Кирово, Клезино
Клин, Котелево
Кранцово, Кудрово
Лазерево, Лаптево 1-е
Лаптево 2-е, Лыково
Любры, Ляденки
Мадолово, Мал. Михалкино
Мальгино, Мосток
Мурашкино, Мустишево
Невское, Новая
Олохово, Паниковичи
Пеньево, Поляны
Порослово, Пурики
Рассолово, Рогозина Гора
Русский Бор, Рыжиково
Сыромятино, Тайлово
Тивиково, Трофимково
Туравины, Уланово
Черемново, Шляхово
Шумнякино

Авдашово, Андрейково
Бельково, Березнюк
Бобково, Бол. Мильцы
Борщевицы, Вастцы
Вашина Гора, Велье
Волково, Вязьмово
Гнилкино, Горохово
Гусинец, Давыдов Конец
Дубник, Дубово
Дубровка, Заболотье
Задребье, Залавье
Залесье, Запутье
Затрубье Лебеды, Захново
Зехново, Зуево
Игнатово, Изборск
Индовино, Качево
Керино, Коломно
Колосовка, Конечки
Копаницы, Костино
Косыгино, Кошельки
Кряково, Кукуевка
Куланово, Кучино
Лопотово, Луковка
Мал. Мильцы, Малы
Митковицы, Мотовилово
Мотылино, Мылово
Ниж. Круппск, Новая
Паниковка, Печорское-Олохово
Пискони, Поддубье
Подлесье, Поколодово
Потолово, Пустошь Желчаны
Пыжово, Рачево
Рогово, Рысево
Сигово, Смольник
Соколово, Стуколово
Третьяково, Троицкое
Трынтово, Турок
Умковичи, Усова Гора

Карта Печорского района. Подробная топографическая карта — Печорский район Псковской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *