Сады пита удольфа

Факты

1. Родился в 1944 годув Харлеме (Нидерланды).

2. В 25 лет увлекся садоводством.

3. В 1977-м открыл собственную садоводческую фирму.

4. В 1982-м поселился в деревне Хуммело, где заложил сад и открыл питомник.

5. Вывел более 70 сортов растений.

6. С начала 2000-х оформил более 30 общественных и частных садов в Европе и Америке.

7. Лауреат многочисленных премий и наград, в том числе European Garden Award. Почетный член Королевского института британских архитекторов (RIBA) — «за развитие радикальных идей в садовом дизайне».

8. Живет и работает в Хуммело (Нидерланды). Сад Пита Удольфа открыт для посещения с конца мая по октябрь по четвергам, пятницам и субботам.

Пит Удольф на фоне сада Lurie в Чикаго, принесшего ему мировую славу.

Прежде чем стать садовником, Пит Удольф успел поработать официантом и барменом в семейном кафе в родном Харлеме, потом продавал оптом рыбу и был сталелитейщиком, пока в 25 лет не устроился в садоводческую фирму. Тогда-то он и решил, что искусство создания садов будет его профессией. Он окончил ландшафтную школу и в 1977 году стал заниматься ландшафтами в родном городе.

Шалфей Dear Anja — сорт, выведенный Удольфом и названный в честь жены.

Но дизайн цветников, который обычно заказывали, особой радости не приносил. В 1970-е массовые представления о красивом саде сводились к подстриженным лужайкам, аккуратным клумбам и рабаткам с красиво рассаженными крупными и яркими цветами. Розы были королевами сада. Ухоженность считалась идеалом.

Сад Thews в Германии, проект Пита Удольфа.

Питу Удольфу такие сады казались неестественными. Красивая композиция существовала здесь и сейчас, но не во времени. Пит хотел, чтобы сад был прекрасен в любое время года, а не только в момент цветения фаворитов клумбы. Он считал, что посадки должны казаться свободными, дикими, живущими своей жизнью, словно созданными без участия человека.

Дом Пита в Хуммело, который он начал строить вместе с женой Аней в 1981 году.

«Всю жизнь я пытаюсь передать спонтанность, которая есть у растений в природе. Я не стремлюсь копировать природу, я хочу передать ощущение естественности», — любит повторять он. Пит стал разрабатывать методы создания таких садов. В 1982 году он поселился с женой и двумя детьми в старинном фермерском доме в деревне Хуммело недалеко от границы с Германией. Здесь основал питомник и сад и начал экспериментировать.

Сад, разбитый Удольфом к 12-й Венецианской биеннале, рядом с Арсеналом (2010 год).

Питомник был нужен еще и для того, чтобы содержать семью: они с женой выращивали цветы на продажу. Удольф изучал свойства растений, то, как они ведут себя в разное время года, как сочетаются и уживаются друг с другом, занимался скрещиванием и выведением новых сортов. Особенно его интересовали цветы и травы американских прерий. Он стал адаптировать их у себя на участке. Основную роль отводил декоративным злакам с филигранными колосками и метелками с изломанными тонкими листьями и неброским полевым многолетникам с соцветиями-свечками. Именно они, а не яркие и крупные садовые цветы отвечают у него за красоту сада.

План сада Пита Удольфа.

Цвет не играет в его концепции особой роли, но нетрудно заметить, что в его садах преобладает лиловая, фиолетовая и пурпурная палитра. Пит никогда не обрезает отцветшие растения. Он считает, что в пожухлых коричневых побегах и семенных коробочках есть своя красота, нужно только привыкнуть к ней и научиться ее видеть. А зимой, посеребренные инеем, они служат главным украшением ландшафта.

В садах Удольфа преобладает лиловая, фиолетовая и пурпурная палитра.

За время своей работы в питомнике он вывел более 70 сортов растений, подходящих для садов в этом стиле. Среди них шалфей Dear Anja — в честь жены — и буквица лекарственная Hummelo — в честь места, где он прожил полжизни. Все это время он пропагандировал свои идеи: писал и издавал книги с красочными фотографиями, открыл свой сад для публики и водил по нему экскурсии. У него появились последователи, его стиль стали называть «Новой волной в садоводстве». Но всемирная популярность пришла к нему лишь около 10 лет назад.

Сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine, совместный проект Удольфа с притцкеровским лауреатом Петером Цумтором (2011 год).

В начале 2000-х знаменитый архитектор и притцкеровский лауреат Фрэнк Гери пригласил Удольфа разбить сад Lurie на территории парка Millenium в Чикаго. Сам Гери проектировал для парка ряд построек. На площади около одного гектара Удольф высадил 26 тысяч растений. Сплошное море остролистных злаков и соцветий в окружении подступающих со всех сторон к саду небоскребов смотрится жизнеутверждающе. Почти одновременно Пит Удольф работал над другим крупным проектом — Садом Памяти в парке Battery на южной оконечности Манхэттена. Здесь он создал зеленое обрамление для променада, который вьется вдоль Гудзона.

Знаменитый проект Удольфа — променад High Line в Нью-Йорке (2009–2014 годы) на месте заброшенной железнодорожной ветки.

Сад закладывали при большом стечении народа, с участием предствителей мэрии. Каждый желающий мог посадить понравившийся ему кустик травы или цветок. И еще один знаменитый нью-йоркский проект Удольфа — озеленение заброшенной железнодорожной ветки High Line, проходящей по Вест-Сайду на высоте примерно 10 метров. В 2009–2014 годах ветку превратили в проденад длиной 2,3 километра, а Пит высадил между шпалами и рельсами свои любимые травы и цветы. High Line стал популярным у местных жителей и гостей Нью-Йорка аттракционом. Садовник создал ощущение, что природа наступает и постепенно захватывает постиндустриальный пейзаж.

Сад Памяти в парке Battery на южной оконечности Манхэттена, проект Пита Удольфа.

Садоводство новой волны: сады пита удольфа

Сад закладывали при большом стечении горожан. Каждый желающий мог посадить понравившийся ему кустик травы или цветок.

Но спонтанность садов Удольфа на самом деле результат большой и тщательной работы. Он продумывает композиции и подбирает сочетания растений с учетом фона, освещенности и ландшафта, чертит схемы и планы посадок. Нельзя сказать, что однажды созданные им сады дальше живут своей жизнью. За ними постоянно следят специально обученные сотрудники, а сам автор приезжает с инспекцией минимум раз в два года, чтобы исправить все расхождения с первоначальным замыслом.

Сад Памяти в парке Battery

ФОТОGetty Images

Стиль Пита Удольфа оказался идеальным для современных городов. Имитации луговых зарослей прекрасно смотрятся рядом с архитектурой — и современной, и классической, и промышленной, наталкивая на философские размышления. «Благодаря растениям архитектура становится cоразмерной человеку. В отличие от нее растения меняются каждый день и вызывают живой отклик», — считает Удольф. И он, несомненно, прав.

Let’s block ads!(Why?)

Главная > Статьи о ландшафте > Ландшафтный дизайн > Сады Пита Удольфа

Сады новой волны Пита Удольфа

10 советов по проектированию сада от одного из самых известных мастеров ландшафтного дизайна Пита Удольфа (Piet Oudolf).

Если бы мир садового дизайна, как и мир рок-музыки, имел свой хит-парад суперзвезд, то Пита Удольфа можно представить как Мик Джаггера, Дэвида Боуи и Принца в одном флаконе. Голландский ландшафтный дизайнер, чьи работы всегда узнаваемы по неповторимому романтичному стилю с акцентом на стабильную декоративность насаждений, кажется, с невероятной легкостью создает свои ландшафтные шедевры. Но так ли это на самом деле?

В молодости он успел поработать официантом, барменом, сталеваром, ходил в море на рыболовецких судах. Позднее устроился разнорабочим в питомник, «влюбился» в растения и получил образование ландшафтного дизайнера.

В те годы особой популярностью пользовались английские сады. Однако Пит Удольф увидел в этом направлении садового дизайна много не совместимого с понятием «экология». Ведь английский сад требует постоянного ухода, сам диктует, когда и что нужно делать в саду – когда обрезать и подвязывать растения, вносить удобрения, удалять отцветшие соцветия.

«Он лишь указывает нам, когда и какие работы надо выполнить, а не говорит: «Полюбуйтесь тем, что растет в Вашем саду». Как ландшафтный дизайнер, я счел это крайне неудачным», — пишет он.

Фирменным стилем Пита Удольфа стало создание садов «новой волны», в которых безгранично господствуют массивы злаков и неприхотливых многолетних цветов, декоративных даже в зимний период.

Ниже мы приведем 10 советов именитого Мастера о том, как создать свой идеальный сад. Возможно, позаимствовав эти идеи, Вы сможете реализовать свои давние мечты о создании несложного в уходе и каждый день по-своему прекрасного садового пространства.

Спроектируйте сад 4 сезонов

Цветы увядают – к сожалению садоводов — это неоспоримый факт. Пит Удольф в своих садах делает акцент не на цветение, но на текстуру и форму. Семенные коробочки и стручки растений, вздрагивающие от легкого ветерка колосья, усохшие стебли и листья становятся архитектурными элементами в саду. Секрет — в принятии динамики жизни сада вместо того, чтобы спешить в сад с секатором при первых признаках увядания растений.

Чтобы создать сад четырех сезонов, начните с посадок злаков и многолетников, которые соответствуют зоне зимостойкости для Вашего региона. Чем выносливее растения, тем проще они переносят перепады температур и влажности, недостаток питательных элементов или сильные ветра. «Избегайте высаживать многолетники, которые при первых же заморозках потеряют свою форму», — советует Пит Удольф.

Не следует обрезать растения после отцветания – они должны оставаться на своих местах как если бы росли в дикой природе. Поверьте, высохшие стебли и семенные коробочки растений, покрытые инеем после первых морозов, могут украсить сад не хуже пышно цветущих растений.

Желательно выбирать многолетники и травы высотой не менее 70 см, чтобы снежный покров не скрыл от глаз их чарующую хрупкость и красоту. Лишь к концу зимы, когда стебли, пострадавшие от зимних ветров и снегопадов, приобретут неопрятный вид, следует взяться за секатор.

Будто окутанный легким туманом…

Травы в саду, подобно свечам на праздничном столе, создают настроение. Для создания мягкого, словно «размытого в мерцающем свете свечи» фона для акцентных растений высаживайте злаки массивом, то есть большими объемными куртинами. Этот любимый ландшафтным архитектором прием помогает придать саду романтический, трогательный, не оставляющий равнодушным облик.

Следуйте правилу 70%

Многолетники делятся на 2 группы – одни создают структуру сада, другие являются »наполнителями». Различия состоят в том, что первую группу формируют растения, структура и форма которых остаются декоративными, как минимум, до холодов.

Природные посадки — Удольф, Ойме

Вторую же группу – фоновых растений-наполнителей – представляют многолетники, которые выбирают за их красивое цветение или декоративность листвы. Такие растения зачастую теряют свою красоту уже к середине лета.

70% растений в дизайне сада должна составлять 1я группа – структурные растения. Это могут быть долго- или повторно цветущие растения, многолетники с длительным периодом цветения и все виды злаков. И лишь 30% жителей Вашего сада могут относиться ко второй группе – растений наполнителей.

Повторение лейтмотива

Чтобы сад приобрел гармоничный вид, используйте прием повторения отдельных тем или элементов дизайна. При проектировании посадок не старайтесь расширить ассортимент растений, а остановите свой выбор на тех, которые обладают яркой индивидуальностью и длительным периодом декоративности или, по крайней мере, после увядания смогут исчезнуть из сада аккуратно и незаметно.

К своим любимым растениям в садовом дизайне среди прочих Пит Удольф относит шалфей сорта Pink Delight (за цвет, структуру и аккуратность), хосту сорта Halcyon (она выглядит привлекательно с весны до поздней осени) и астру сорта October Skies (поздноцветущий, образующий аккуратные округлые кустики многолетник).

Матрица посадок

Пит Удольф проводит аналогию между матрицей посадок и фруктовым кексом. «Оба имеют форму четырехугольника и начинены приятными угощениями», — говорит он. «Хороший кекс зависит от хорошего теста. Правильная матрица посадки зависит от фоновых растений, которые визуально не выделяются в композиции, не создают ярких цветовых акцентов и не отличаются эффектной, яркой формой. Злаки в этом случае – очевидный выбор. Они занимают собой пространство сада в течение всего сезона (иногда и круглогодично) и не требуют себе замены из-за неприглядного в какой-то момент времени вида.»

В пределах матрицы высадите несколько визуальных акцентов, которые будут цвести в определенные промежутки времени в течение года – так, ранней весной это могут быть луковичные, позднее – куртины ирисов, на смену которым придут яркие маки, позже, ближе к концу лета – очитки и астры поздней осенью

Используйте местные виды растений

Пит Удольф рекомендует использовать в дизайне сада местно произрастающие растения. Но лишь в том случае, когда этот выбор оправдан дизайном. «Для биоразнообразия важно, чтобы схемы посадок объединяли в себе те растения, которые приносят ощутимую пользу окружающей живой природе, и те виды, которые просто хороши собой и способны украсить сад», — говорит он. Когда Вы подбираете растения из местных видов задайтесь вопросом – любят ли это растение пчелы? Или, может быть, птицы?.. А как насчет бабочек?..

Группируйте слои из растений

Пит Удольф при создании своих садов черпает вдохновение из естественных пейзажей, где растения занимают определенное, отведенное им пространство (или иначе говоря, слой) в окружении. Так, деревья и крупные кустарники – это один слой, травы – другой. Цветущие многолетники образуют свой слой, так же как и низкие почвопокровники, заползающие на садовую дорожку.

При проектировании сада, говорит Пит Удольф, не стоит усложнять задачу — достаточно бывает создать 2 -3 слоя. Основная идея создания слоев в ландшафте – «помочь взгляду разобраться в путанице листвы, стеблей и цветов перед глазами» и ощутить атмосферу сада. Стриженная вечнозеленая живая изгородь на заднем плане и цветущие многолетники – на переднем, этого достаточно, чтобы создать ощущение четких, самостоятельных видовых точек в саду.

Обрамите пейзаж рамкой

Обратите свое внимание на особенности окружающего сад ландшафта – будь то красивое дерево на соседнем участке или лесной массив на горизонте – и включите их в дизайн собственного сада, планируя невысокие, однообразные посадки, При таком подходе может произойти интересная метаморфоза, при которой передний план станет фоном композиции.

Размытие границ

Создайте ощущение глубины и некой тайны, существующей между растениями, соседствующими в композиции. Избегайте посадок растений аккуратными, раздельно растущими куртинами. Дайте возможность растениям свободно разрастаться и произвольно смешиваться между собой.

Полюбите коричневый цвет в саду

Сад словно напоминает нам, что жизнь – это цикл, каждый период которого по-своему прекрасен. «Прошли те времена, когда желтые и коричневые листья рассматривались лишь как компост, который поскорее надо убрать из сада», — считает Пит Удольф.

Главная > Статьи о ландшафте > Ландшафтный дизайн > Сады Пита Удольфа

Other Albums

Сайт Татьяны Койсман

Чудесный сайт-блог, на котором известный ландшафтный дизайнер Татьяна Койсман делится своими размышлениями и знаниями по конкретным видам растений. Увлекательные описания, высококачественные портреты растений и личные рекомендации из богатого опыта автора — вот что ждет вас на страницах этого сайта. Если вы, как и я, являетесь счастливыми обладателями книг Татьяны Койсман "Цветники" и "100 лучших растений для сада" и вам хочется чего-то большего — заходите на этот сайт, читайте, вдохновляйтесь, пробуйте создать новые для себя композиции с интересными сочетаниями растений!!!

Сайт Андрея Лысикова

Андрей Лысиков — увлеченный фотограф садовых растений и композиций, ландшафтный путешественник и знаток садового искусства. Я хотела бы порекомендовать этот сайт абсолютно всем тем, кто занимается обустройством своего сада.

Приведу личный пример: однажды, зимой, подбирая иллюстрации к очередному занятию для курса Ландшафтный дизайн, я пролистывала фотографии одного из своих участков. Моя мама, случайно взглянув на экран, сказала: как красиво! В первые секунды она не узнала свой собственный сад (чтобы вы понимали, на участках, принадлежащих нашей семье, растения постоянно пересаживаются, размножаются, выкапываются, ведь многолетники мы используем для посадки в сады, создаваемые нашей компанией Росса Парк. На постоянном месте сидят только кустарники и деревья, остальное — если честно, очень хаотично. Я называю это — "стихийные композиции", которые иногда подсказывают мне, к слову, интересные сочетания растений.)

К чему весь этот рассказ? К тому, что фотография позволяет нам по-новому взглянуть на свой участок, что является большой проблемой для тех, кто давно владеет участком и не может представить: как может быть по-другому, что можно переделать в своем саду, чтобы он стал более удобным и красивым.

Если бы на мои личные фотографии взглянул более или менее профессиональный фотограф — он бы ужаснулся: неправильная экспозиция, баланс белого, резкость и прочие важные штуки. Конечно, полностью согласна! Но, хочу сказать — хотите фотографировать сады — фотографируйте сады! Андрей Лысиков Вам в помощь! Портфолио его работ, полезные статьи с советами и многое другое встретите вы на этом сайте! Я сама, пойдя этой зимой экспресс-курс по фотографии не на шутку заразилась очень полезным для дизайнера и преподавателя искусством — искусством отражать композицию в кадре!

Сады Пита Одольфа или Природа глазами мыслителя.

Ландшафтный сезон начался — самое время практиковаться!!!

Сайт Пита Удольфа

Пит Удольф — как много в этом звуке… Все мы наслаждаемся его природными композициями, прекрасными садами! Он настоящий мастер сочетания растений.

Мне понравилось интересное портфолио его работ, в котором есть даже рабочие чертежи (до боли похожие на мои "почеркушки" с ассортиментом растений), а этим делится не каждый. Сайт не на русском языке, но это совершенно не важно — пейзажи садов сами расскажут вам обо всем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *