Сады в Китае

План

1. Садово-парковое искусство Ки­тая.

2. Садово-парковое искусство Японии.

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, свя­занное с философией и религией.

Садово-парковое искусство Ки­тая.

Садово-парковое искусство в Ки­тае зародилось еще в глубокой древ­ности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Ве­ликая китайская стена, известен так­же как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Вуди (140—87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даоизмом, согласно которому при­рода рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой уча­стки естественной природы, выделен­ные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» — бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н. э.) садовое искус­ство развивалось в направлении формирования пейзажных компози­ций, выражающих природу и несу­щих определенное настроение. Эмо­циональная направленность парка обусловила классификацию его пей­зажей по впечатлению на устрашаю­щие (с темными рощами, нависши­ми скалами, грохочущей водой гор­ных рек и т. д.), смеющиеся (от­крытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, па­года). Пейзажные композиции стро­ились так, чтобы подчеркнуть кра­соту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняю­щихся видов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X—XII вв. и вновь — в XIII— XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гекта­ров, а в южной (экономический центр страны) — малые, устраивае­мые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обяза­тельной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он за­нимает значительную часть террито­рии (30—70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро пар­ка. Водоемы имеют изрезанную бе­реговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живопис­ных композиций при движении. Для

их восприятия устраиваются много­численные парковые сооружения — беседки, веранды, платформы, гале­реи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах — «про­никающих окон», в обрамлении опор галерей, путем нейтрального реше­ния или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яр­кую раскраску, оттеняющую зе­лень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтиче­ские названия настраивают на оп­ределенное восприятие картин при­роды или ее проявлений (например, павильон, «где слышен снег», или «беседка, омываемая ароматом ле­са», и т. д.).

Ассортимент растений чрезвычай­но богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китай­ский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих — камелии, азалии, рододендроны; цве­тов, среди которых особенно цени­лись пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами.

Скульптурное оформление исполь­зуется редко.

ЛЕКЦИЯ 6. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ И ЯПОНИИ

В основном это изобра­жения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Чаще встречают­ся естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «есте­ственные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведени­ям искусства.

В качестве примера можно при­вести парк Летнего дворца около Пе­кина — Ихэюань (парк Безмятежно­го отдыха). Это комплекс садов пло­щадью около 400 га. Начало его со­здания относится к XIV в. Парк не­однократно подвергался разрушени­ям (в I860 и 1900 гг.), но вновь вос­станавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 3/4 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, располо­жен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним при­мыкают дворики с каменистыми са­дами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пиона­ми, магнолиями. Северный склон ре­шен в виде лесного массива.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с бесед­ками и дамбы с галереями протяжен­ностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Се­верная граница участка искусно за­маскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 ос­новных принципов садово-паркового искусства:

— действовать в зависимости от местных условий;

— максимально использовать ок­ружающую природу;

— отделять главное от второсте­пенного;

— использовать контрасты: боль­шое и малое, светлое и темное, широ­кое и узкое, высокое и низкое;

— в малом добиваться большого;

— учитывать гармонию пропор­ций;

— использовать постепенное рас­крытие видов;

— учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искус­ство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способство­вали развитию пейзажного стилево­го направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к со­зданию так называемого англо-ки­тайского стиля.

Читайте также:

Очень хочется поделиться теми идеями, которые так щедро предлагает нам Китай, со всеми желающими достичь самого высокого уровня в ландшафтном дизайне. В любви к природе и ощущении гармонии скрывается самая основа восточной философии, которая ярче всего проявляется именно в создании «естественных» садов.

Мы не задумываемся или не знаем, что именно китайские традиции создания пейзажного садового стиля оказали существенное влияние на развитие и формирование европейского (особенно английского, начиная с XVIII века) ландшафтного проектирования. Это сказалась на изменении основных ориентиров при проектировании, общих взглядов и частных пристрастий в создании «английских» садов, что нашло своё отражение в особенностях наших самых известных парковых ансамблей.

История китайских садов насчитывает более трёх тысяч лет. Основная идея восточного сада – это создание мира природы в миниатюре. Китайские садовники максимально используют естественный ландшафт и все особенности географической зоны. Это и сейчас можно наблюдать во многих национальных и исторических (особенно императорских и монастырских) садах и парках.

Совет

Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно – точно и в нужном месте его расположить, создавая таким образом свой «микромир в конкретном месте».

Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же даже размером с кулак рождает многие чувства», или ещё: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». Сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения и основа магической философии восточных садов.

Отличительная черта именно китайского сада – это искусственное создание «естественных» ландшафтов, при виде которых возникает ощущение, что они появились без участия человека. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот краеугольный камень восточной философии и основной ориентир при создании китайского сада, который должен, с одной стороны, отражать любовь человека к природе, а с другой – вызывать покой в его собственной душе. Для восточного человека сад – это место медитации, релаксации, отдохновения. Чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, прислушиваясь к себе и пристально всматриваясь в окружающий мир.

«Сад как таковой должен быть взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь.

Проектирование

Одно из основных направлений китайского садового искусства – создание на небольших участках земли миниатюрных садов. В них размещают разные архитектурные сооружения (беседки, павильоны, мостики), водоёмы, скалы и гроты, обязательно добавляя для общей эстетики редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников, которые высаживают как одиночно, так и группами.

Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоёмов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно наличие больших групп растений, разделённых дорожками, «речками» или «ручьями». Чаще всего это розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики), а также древовидные или травянистые пионы, тюльпаны, розы, касатики, лагерстремии, сирень и другие красивоцветущие растения.

Миниатюрный китайский сад можно создать даже на дачном участке в шесть соток, а обладатели значительных земельных площадей могут выбрать второй вариант. Главное – это чтобы пребывание в таком саду дарило вам ощущение абсолютного покоя, умиротворённости и единения с природой.

Основная идея китайского паркового дизайна заключается в создании иллюзии «безграничности», чтобы человек, гуляющий по саду, из каждой новой точки обзора видел не один, а несколько ландшафтов, сменяющих друг друга. При этом все элементы садовой композиции находятся в абсолютной гармонии друг с другом – ничто не должно выглядеть слишком ярким и броским или, напротив, казаться незаметным, «потерянным».

Поэзия камней

Камням в китайском садовом искусстве уделяется едва ли не самое важное место. Камень может быть один. Большой, но очень красивый, расположенный на отдельной подставке. Но чаще это целая композиция из предметов самого разного размера, цвета, фактуры и т. д. Особо ценны камни с переливами, узорами и вкраплениями разнообразных оттенков. Здесь и эстетика, и философия, и влияние на чувства человека. На такие камни не просто смотрят – их видят, слушают, созерцают…

Для достижения наибольшей художественной выразительности часто используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования каких-либо растений, но один китайский философ по этому поводу сказал: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

Что касается архитектурных сооружений из натурального камня, то они в китайском саду должны символизировать гармонию человека с окружающим миром (камень создан природой, но поддаётся обработке человеком).

Водная стихия

Ещё одна непременная принадлежность китайского сада – это успокаивающий и помогающий достичь внутренней гармонии шум падающей воды. В восточных садах водная стихия предстаёт, как и в природе, в двух качествах. С одной стороны, это «зеркало мира» и воплощение покоя, с другой же – символ вечного движения, текучести и постоянных перемен. Поэтому при наличии такой возможности в китайском саду обязательно создаётся и озеро с неподвижной гладью воды, и бурный водопад.

Совет

В китайском саду обязательно должны быть «деревья счастья» – сливы и персики, яблони и вишни, ивы, тополя, магнолии и многие другие.

Водоёмы не должны иметь ни высоких берегов, ни облицовки, чтобы ничто не мешало безмятежному созерцанию зеркальной водной поверхности. Садовые дорожки и тропинки в «естественном» саду обычно расположены у самой кромки воды, а через бурлящий ручей перекинуты горбатые мостики. Значительная часть водного пространства занята цветущими нимфеями и лотосами.

В наших широтах, в отличие от восточных стран, воды вполне достаточно, поэтому мы не умеем её по-настоящему ценить. А ведь так приятно летом посидеть на открытой веранде во время дождя и послушать всевозможные оттенки «шума падающей воды»! В Китае крыши павильонов специально строят таким образом, чтобы дождевая вода, низвергаясь с них, выглядела как настоящий водопад. Почему бы не перенять столь интересный и полезный опыт? А под крышей можно создать естественный водоём, который помимо эстетических функций будет выполнять ещё и практическую роль, сохраняя драгоценную влагу для полива растений.

Архитектурные сооружения

Все строения, расположенные в китайском саду, гармонично вписываются в природный ландшафт и логически дополняют его, обозначая присутствие человека. Это могут быть самые разнообразные сооружения: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде, – главное, чтобы в садовом пространстве не было никаких нарочитых сочетаний и неестественных композиций.

И не забывайте: всё должно быть подчинено идее возможности созерцания сада из любой видовой точки.

Ограда выглядит как часть окружающего ландшафта и всегда в точности повторяет рельеф местности, взбегая вверх и спускаясь вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Здесь очень полезно вспомнить Великую Китайскую стену.

Выбор растений

Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. И чем состоятельнее хозяин, тем богаче флористический состав его владений. Здесь можно встретить самые разные декоративные растения, как лиственные, так и вечнозелёные хвойные.

Распределять все эти многочисленные виды по степени предпочтения?– неблагодарная задача. Но есть некоторые «символичные» растения, которые традиционно используются для озеленения восточных садов чаще других. И возглавляют этот список хвойные (голосеменные) – сосны, пихты, можжевельники, гинкго, плосковеточник и др. – символ долголетия, вечности и благородства. Практически все древесные и кустарниковые растения обязательно подвергаются стрижке и формированию кроны.

Особое место в китайских садах отводится розам, что неудивительно, если вспомнить происхождение названия «чайная роза» («чайные» – от русифицированного английского слова China (Китай) и от латинского видового названия chinensis – «китайская»). Так что чайно-гибридные розы – это исконно китайские садовые растения. Кусты роз высаживают большими группами вдоль дорожек, на шпалерах и т. д., создавая великолепные розарии.

Не обходится китайский сад и без травянистых растений. Однолетники и двулетники выращивают в керамических или пластиковых горшках, а иногда и непосредственно в грунте. Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры (временные композиции на газонах), для создания которых используются ноготки, анютины глазки и флоксы.

Многолетние растения высаживают большими группами, подобранными по цветовой гамме, срокам цветения и декоративности. Обычно это тюльпаны, пионы (древовидные и травянистые), георгины, хризантемы, кардиокринум, ирисы, флоксы, лилии и др.

Для водоёмов главнейшим видом является лотос. Это важный буддийский символ. В Китае лотос не только украшает сады, но и широко используется в приготовлении разных блюд.

Есть лишь одно ограничение – в китайском саду не должно быть обширных травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо восточным эстетическим принципам.

Как и в любом другом саду, растения здесь нужно высаживать с учётом смены времён года. Зимой можно любоваться хвойными (соснами, можжевельниками, плосковеточниками), весной – персиками, сливами, яблонями, миндалём. А летнее буйство красок и разнообразие форм сменит яркая осенняя листва клёнов, осин и абрикосовых деревьев.

Текст и фото: Кирилл Ткаченко, к. к. н.,
руководитель группы интродукции лекарственных растений
Ботанического сада Ботанического института им.

Путешествие в национальный парк Китая

В. А. Комарова РАН

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Похожие статьи:

Древний Китай – колыбель человеческой цивилизации, наполненная высокими духовными традициями. Доминирующие среди древних китайцев направления духовных учений определили также особенности развития их садово-паркового искусства.

Как известно, конфуцианство, даосизм и буддизм – основополагающие религиозные течения, исповедуемые жителями Китая, почитающими естественную и природную красоту окружающего мира.

Сучжоу — столица средневековых китайских садов и парков

Поэтому они еще в древние времена старались воспроизвести при обустройстве садовых ландшафтов традиционные пейзажи родной земли.

Духовные традиции

Древние китайские садоводы полагались в своей работе на принципы цзе и инь. Цзе значит проникновение в самую суть окружающих нас вещей, красоту которых можно выразить посредством контрастов. Инь значит сообразность и непротиводействие природе, соответствие действий окружающим условиям.

Традиционный китайский сад отличался простотой и уютом, исключались излишняя роскошь и вычурность. В то же время, наполнение сада несло максимально возможную символическую осмысленность. Он представлял собой взаимосвязанную систему духовных иносказательных символов.

Стихотворения древних авторов дают возможность представить приблизительную планировку сада. В центре находилась постройка с библиотекой, около нее – водоем с умиротворяющим журчанием ручейков, впадающих с северо-востока и с востока и вытекающих с юго-запада и запада. Пруд и вообще вода – важные для китайцев элементы сада, наличие которых при его обустройстве обязательно. Возле пруда располагалась возвышенность в виде скалы с павильоном для созерцаний закатов и восходов.

Красивые бассейники и мостики – еще одна особенность китайских садов древности. Мостики были каменными и обладали идеальной округлой формой. Их отражение в воде в паре с самим мостиком создавало впечатление идеальной замкнутой окружности.

Китайский парк был разделен на три символичные зоны: устрашающую с грудами камней и скалами, залитую солнцем и засаженную цветниками смеющуюся и, наконец, умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью идиллическую зону.

В отличие от лаконичных садов для простых китайцев, императорские парки и сады поражали силой размаха, призванной продемонстрировать могущество правителей и вельмож. Роскошные постройки образовывали целые комплексы павильонов и галерей, соединенных между собой с соблюдением принципа «дверь в лето». Оконные проемы согласовывались между собой таким образом, чтобы из одной части парка можно было созерцать другую.

Кроме того, в садах создавались искусственные элементы рельефов: скалы, холмы, пагоды над декоративными озерами. Дополняли зрелище диковинные растения и благоухающие цветы. Статуи разнообразных животных, курильницы и чаши обрамляли аллеи для прогулок.

Комментарии

Пока комментариев нет.

Ваш комментарий

Все записи в разделе Сады и парки

Пейзажные сады Китая

Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н.э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Китай – страна гор с большим разнообразием пейзажей. Западная часть страны занята Тибетским нагорьем, северная и северо-западная – равнинами и горами восточного Тянь-Шаня, восточная – менее высока, на северо-востоке представлена Маньчжуро-Корейскими горами, в бассейне р. Сунгари — равниной. Южную территорию занимает Лессовое плато, Великая Китайская равнина, далее горы, нагорье и Сыучаньская котловина. Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Древесная растительность представлена соснами, кленами, ивой можжевельниками, дубом, кедром, бамбуком, камелией, азалией, рододендроном, грушей, сливой, вишней и др. Среди цветов, особенно, ценились пионы и хризантемы. Водоемы украшались лотосами, а их берега – ирисами.

Зеленое строительство Китая зародилось в глубокой древности (XII в. до н.э.) — во времена расцвета ассирийских городов. В те времена император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, был владельцем огромного парка, а император Ву-ди (140-87гг. до н.э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. Сады того времени рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» – бодарчу). В Китае насчитывалось 6 типов садов: при императорских дворцах и гробницах; при храмах; сады естественных пейзажей; домашние сады; сады ученых или литературные.

Все сады характеризовались глубоким символизмом и отражали религиозные воззрения. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах. В частности, упоминается, что первый сад принадлежал императору Чеу, который был заложен около 3200 лет назад. Около 250 лет до н.э. при императоре Цзин Хи-Хоанге длина окружности садов была доведена до 120км, а спустя полувековой период Ути построил парк, окружность которого достигла 200км. По сравнению с этим парком площадь Версаля — всего лишь маленький партер. Создание этого парка было привлечено 30 тыс. рабов. В период с 206г. до н.э. до 201г. н.э. дворцы строились на насыпных или естественных холмах. Основной особенностью того времени являлось то, что парк сливался с окружающим ландшафтом.

Характерными примерами являются Большой дворцовый парк Пекина и парк Летнего дворца в окрестностях этого города. Большой дворцовый парк Пекина включал три озера. Водные поверхности чередовались с береговыми насыпными холмами. Густые насаждения являлись фоном для архитектурных сооружений острова. Парковые павильоны утопали в зелени. Их-эюань (парк «Безмятежного отдыха») – большая дворцово-парковая композиция. Начало его создания относится к XIV в. Его площадь составляла 400га. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время его площадь составляет 270га, из них 219га (81%) занято озером. Все тропинки парка проходят по живописным трассам. При движении создается иллюзия большого и разнообразного пространства. Много внимания уделено солитерам. В парке почти нет рядовых посадок деревьев, живых изгородей больших полян, партеров. Цветочное оформление сдержанное.

Скульптур мало и все они изображают животных и птиц. Скульптуры заменяются отдельно стоящими декоративными камнями, из которых иногда созданы декоративные композиции. Но самым важным является многообразие водного оформления. Очень большую роль в оформлении парка играют скалы. С приходом из Индии в Китай буддизма (64г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на: — устрашающие (с темными рощами, нависшими над головой скалами, грохочущей водой и т.д.);-смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, украшенные цветами, цветущими в любое время года растениями); романтические (спокойная гладь воды, остров, погода).Пейзажные композиции строились так, чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов. Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X–XIV вв.

Китайские парки

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной – малые, устраиваемые при жилых домах.

Основные принципы формирования парковых композиций Китайские мастера выделяют следующие основные принципы садово-паркового искусства: — действовать в зависимости от местных условий; — максимально использовать окружающую природу; — отделять главное от второстепенного; — использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; — в малом добиваться большого эффекта; — стремится к достижению гармонии пропорций; — использовать постепенное раскрытие видов; — учитывать фактор времени при восприятии пейзажа. Использование этих и других принципов породило много общих черт характерных для зеленых насаждений Китая.

Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений. Малое количество элементов скульптуры. В основном это изображения птиц или животных – аиста, дракона, черепахи.

Характерные особенности садово-паркового искусства Китая. Их можно свести к следующим: — многообразное использование в декоративном оформлении причудливых по форме камней, которые применялись для оформления берегов водоемов, горок и др., а также для устройства «естественных скульптур» по ценности приравнивающихся к произведениям искусств; — обилие водоемов, занимающих 30-70% территории и являющихся центром его композиции, а, размещаемые вдоль них дворцовые постройки, образуют архитектурное ядро зеленого насаждения; — водоемам свойственна изрезанная береговая линия и много островов, обеспечивающих чередование живописных композиций; — продуманное размещение малых архитектурных форм; — тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа; — создание садов путем совершенствования и эстетической доработки красивых уголков живой природы; — подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными приемами – «проникающими окнами», беседками, воротами, — включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами; — для украшения интерьера широкое применение карликовых деревья, которые выращивались в специальных условиях и точно повторяли форму больших. Китайские сады узнаваемы, но ни один из них не похож на другой.

Классический сад Китая – результат древней космологической символики. Главное достоинство китайского сада – его естественность и соответствие местному ландшафту. Особого внимания во всем мире заслуживает изобретение китайского гения: миниатюрные сады, или «сады на подносе». Лучшими из них считались те, которые можно было поставить на стол, как бы впуская к себе в жилище мир природы. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и, прежде всего Японии. Многие из находок и приемов китайских специалистов используются на Западе и в наше время, но часто только внешне. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

Сад в китайском стиле. Описание и фото

Китайский садовый стиль насчитывает более трех тысячелетий и привлекает внимание садовых дизайнеров своей неповторимостью и экзотичностью. Огромное влияние на его создание оказали две крупнейшие восточные религии и философии — Конфуцианство и Буддизм. Воспетый в поэзии и живописи Китая, он впоследствии стал местом для релаксации тела и души, единения с природой и предметом созерцания. Китайский стиль воплощает стремление воспроизвести на небольшом пространстве обособленный природный ландшафт, дающий ощущение безмятежности и защищенности.

Оформление подобного дизайна является идеальным предложением для людей, которые хотят отдохнуть от однообразной городской суеты, темпа повседневной жизни и ощутить себя частью гармоничных сил природы.


Сад в китайском стиле должен создаваться в соответствии с искусством фэн-шуй, которое основано на убеждении, что условием счастливой жизни человека является гармоничное взаимодействие с природой и ее силами. Фэн означает ветер, а шуй — вода.

Воздух и вода в природе находятся в постоянном движении, создавая жизненную энергию ци, способствующую достижению благополучия, достатка и личного счастья. Это движение как раз и воспроизводит данный стиль с помощью природных элементов и композиций. Чтобы через сад протекала положительная энергия ци, он должен быть исполнен в мягких, округлых формах и плавных линиях.

Главные принципы создания

Изучать знания фэн-шуй для создания китайского садового дизайна совсем необязательно. Следует придерживаться нескольких основных, достаточно простых в освоении принципов, благодаря которым можно легко оформить любую композицию.

Первый и очень простой принцип, которого стоит придерживаться, говорит о том, что пейзаж должен состоять из нечетного количества элементов.

Второй принцип — это простота и минимализм, отсутствие правильных форм и прямых линий, дающее эффект многоплановой перспективы, что помогает создать впечатление нетронутого уголка дикой природы, дает иллюзию замкнутости, обособленности. Пейзажная композиция должна быть проста и понятна и состоять из двух аспектов — внешнего (визуального) и скрытого (символического), который рассматривает сад как представление, отражение сущности мира.

Необходимые элементы

Гармония сада в китайском стиле достигается союзом и взаимной компенсацией воды и камня – базисные составляющие природы, инь и янь  Первая символизирует течение жизни и мудрость, второй — постоянное, неизменное и непоколебимое.

Лучше всего если вода будет в движении, например, ручей, медленно бегущий с небольшой возвышенности. Его стоит создать таким образом, чтобы не было видно, где он заканчивается, спрятав окончание потока в густых зарослях.

парки и сады

Такое расположение символизирует связь с другим миром.

Подобный эффект мы можем получить и при стоячей воде сделав водоем неправильной формы.
Китайца придают камням магические свойства и воспринимают их как живых существ, проживающих свою долгую жизнь. Для создания горного ландшафта выбирайте валуны и камни правильной формы. Отлично зарекомендовали известняковые блоки. Важно расположить их в гармоничном порядке, который позволит свободно течь энергетическим потокам ци.

Необходимым элементом являются дорожки. Извилистые и обязательно каменные. Лучше всего выложить их из гладких, плоских камней или использовать гальку. Дорожки должны быть асимметрично распределены и вести ко всем уголкам сада.

В композицию можно ввести характерные элементы малой архитектуры — беседки и мосты. Беседки стоит разместить в живописном месте, лучше всего на холме или над водой. Мост, как правило, имеет форму дуги и выполняет как эстетическую функцию, так и практическую, позволяя перейти через ручей или пруд, дойти до беседки.

Реже в садах в китайском стиле встречается  скульптура. Чаще ее используют в сочетании со зданиями или в виде барельефа. Если вы решили украсить композицию скульптурой, то она должна изображать таких животных, как дракон, черепаха, журавль (символ долгой жизни) и лев (символ доблести и красоты). Перед входом в беседку можно установить китайские вазы, каменный фонарь или кадильницу, сделанную из бронзы.

Растения в китайском саду имеют, прежде всего, глубокое символическое значение. Чаще всего они символизируют какое-то  преимущество или духовную ценность, в зависимости предпочтений  создателей дизайна. Однако от создания большого газона вы должны отказаться, так как такого понятия как травяной газон в китайском саду просто нет, его с успехом заменяет изумрудный мох или небольшой участок с травой.

Важным и совершенно необходимым растительным элементом традиционного китайского сада является лотос, символизирующий благородные поиски духовной чистоты и правды. К сожалению, в наших климатических условиях выращивать лотос в садовом пруду, скорее всего, будет сложно, поэтому его прекрасно заменят кувшинки.

Среди деревьев и кустарников наиболее важную роль играет слива. Для Китая это дерево является тем же, что для Японии сакура – весеннее пробуждение к жизни.

Характерны для китайских садов кипарис и сосна, символизирующие духовную стойкость, можжевельник, самшит, клен, который приносит успех, жасмин и бамбук, символизирующий дружбу. В продаже можно найти очень интересные сорта садового бамбука, который прекрасно переносит морозные зимы. Мелкие сорта можно выращивать в контейнерах. Из цветов в пейзаже используются хризантемы, пионы, азалии, ирисы, папоротники, нарциссы, камелии.

В истории садового искусства китайские сады были скопированы японскими садоводами, которые адаптировали все элементы для своих природных композиций, в результате чего возник характерный в своем стиле японский сад, о принципах создания которого вы можете узнать здесь Fashionstylist.kupivip.ru, в категории "Стильный дом".

Понравилась статья? Проголосуйте!
11111 Рейтинг 5.00

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *