Сенная палочка

Сенная палочка (Bacillus subtilis) — вид грамположительных аэробных почвенных бактерий. Сенная палочка — одна из самых изученных наукой бактерий. Она встречается повсюду —  в почве, на растениях, в воде,  в воздухе и входит в состав нормального биоценоза человека и животных.

Польза сенной палочки 

Первые лабораторные опыты, в которых учёные описали Bacillus subtilis, были произведены в 19 веке и не требовали высоких технологий: прелое сено заваривали водой и настаивали. В итоге вырастали колонии бактерий, которые пристально изучались. Отсюда и произошло название полученной культуры – сенная палочка.

За прошедшие два века сенная палочка стала героем многочисленных научных опытов.

Сенная палочка защитит урожай

Её демонстрируют на школьных уроках биологии – благодаря значительному по сравнению с другими бактериями размеру Bacillus subtilis можно показать детям в микроскоп. И её же используют в космических исследованиях: на примере сенной палочки ставят эксперименты по выживанию микробов в космосе, в невесомости и в атмосфере других планет.

В то же время сенная палочка ежедневно работает у каждого из нас в организме: она участвует в процессах переваривания пищи, вытесняет патогенную и условно-патогенную микрофлору кишечника и кожи. Bacillus subtilis способствует удалению продуктов распада, синтезирует аминокислоты, витамины и иммуноактивные факторы.

Медицинские исследования показывают, что сенная палочка всегда присутствует в ранах и помогает их заживлению, так как вырабатывает антибиотики и ферменты, подавляет размножение возбудителей инфекций. Поэтому, используя сенную палочку, учёные разрабатывают способы так называемой биологической дезинфекции. В результате, например, фармацевтическая промышленность производит на основе Bacillus subtilis различные лекарственные препараты, которые назначаются при нарушениях микрофлоры кишечника, инфекциях, дисбактериозе, а также наружно – для обработки ран.

Кроме того, сенная палочка применяется в садоводстве как биофунгицид – натуральное средство для борьбы с грибковыми болезнями растений.

Первым продуктом линии PANBIOTICA (ПАНБИОТИКА) от компании Артлайф, созданным с использованием Bacillus subtilis, стал биодезодорант-спрей для ног и обуви.

Поиск Лекций

Получение культуры сенной палочки

Методические рекомендации к проведению лабораторно-практических занятий по экологии микроорганизмов

Б а к т е р и и

По данным современной систематики, царство Дробянки MYCHOTA (SCHYSOBIONTA)подразделяется на два подцарства: Bacteriobionta и Cyanobionta.Бактерии — наиболее широко распространенная в природе группа микроорганизмов, размеры которых не превышают 100 мкм. Все бактерии представлены особым типом клеток, лишенных истинного ядра, окруженного ядерной мембраной. Аналогом ядра у бактерий является нуклеоид — ДНК-содержащая плазма, не отграниченная от ядра мембраной. Кроме того, для бактериальных клеток характерно отсутствие митохондрий, хлоропластов, а также особое строение и состав мембранных структур и клеточных стенок.

Бактерии распространены повсюду.

Сенная палочка

Они населяют все среды обитания, существующие на планете. Бактерии способны осваивать самые экстремальные экотопы: скалы, полярные льды и снега, пустыни, глубокие слои почвы, абиссальные зоны Мирового океана, горячие источники.

Широкая экологическая пластичность бактерий обусловлена тем, что в результате биохимической эволюции у них сформировались различные типы метаболизмов. Благодаря этому бактерии способны осваивать и перерабатывать самые разные субстраты: органические и неорганические. По типу питания бактерии могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. В зависимости от типа субстрата, который разные группы бактерий используют в качестве источника питания, источника энергии, их делят на группы:

• хемоавтотрофы;

• хемогетеротрофы;

• фотоавтотрофы;

• фотогетеротрофы.

Лабораторно-практическое занятие №1

Цель занятия: изучить основные положения и приемы работы на лабораторно-практических занятиях по микробиологии и освоить методику приготовления микробиологического препарата.

Общая часть:

  • Правила работы при выполнении микробиологического практикума.
  • Обработка и стерилизация лабораторной посуды.
  • Правила работы с питательными средами.
  • Методы микроскопического исследования микроорганизмов.

Основные положения изученных методик записать в тетрадь.

ОПЫТ № 1

Методика приготовления микробиологического препарата «Флора зубного налета».

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, салфетки, деревянная зубочистка, краситель меимленовый синий, тушь чертежная черная или синяя, спиртовка, спирт, колба с водой и пипеткой.

Приготовление негативного препарата

Ход работы:

  1. Приготовить микроскоп и стекла к работе.
  2. Зубочисткой снять осторожно налет с поверхности зубов у шейки.
  3. Тщательно эмульгировать в капле воды.
  4. Поместить рядом на стекло каплю туши и тщательно перемешать обе капли.
  5. Из этой смеси приготовить мазок наподобие мазка крови.
  6. Микроскопировать.

Приготовление фиксированного препарата.

Ход работы:

  1. см. пп.1,2,3.
  2. Приготовить мазок, для чего тщательно распределить материал по стеклу.
  3. Высушить при комнатной температуре или высоко над пламенем спиртовки.
  4. Фиксировать препарат, для чего большим и указательным пальцем держать стекло и насколько раз проводить через горячую часть пламени спиртовки, препарат подвергается действию пламени не более 2 сек., но неоднократно.
  5. Окрасить препарат, для чего нанести на мазок одну или несколько капель красителя. Держать краситель 1-1,5 мин.
  6. Смыть краситель тонкой струей воды. Высушить при комнатной температуре или осторожно вблизи пламени спиртовки..
  7. Микроскопировать.
  8. В тетради сделать рисунок и обозначения к нему. Сделать выводы. Коротко охарактеризовать флору зубного налета.

Контролирующие вопросы:

  1. Какие методы стерилизации лабораторной посуды применяются на занятиях?
  2. Какие питательные среды применяют для изучения микрофлоры воздуха помещений?
  3. Какие морфотипы бактерий присутствуют в микрофлоре зубного налета?
  4. в чем заключаются функции бактерий в ротовой полости?

Лабораторно-практическое занятие №2

Цель занятия:освоить метод элективной накопительной культуры на примере методики приготовления культур сенной и картофельной палочек.

ОПЫТ № 2

Методика приготовления элективной накопительной культуры сенной палочки Bacillus subtilis и картофельной палочки B. mesentericus.

Накопительными элективными культурами называются такие, в которых создаются условия для роста микроорганизмов одного вида и подавляется рост других видов. В данной работе кипячение является фактором, убивающим неспороносные формы, вследствие чего Bacillus subtilis и

B. mesentericus,имеющие устойчивые споры, получают преимущественные условия для размножения. Этому способствует и специфика используемых сред.

Оборудование и материалы: колба термостойкая на 250 мл, стеклянная палочка, ватно-марлевая пробка, сенная труха или солома, толченый мел, электроплитка или водяная баня, кипяток, стеклограф, ножницы, клубни картофеля, чашки Петри.

Ход работы:

Получение культуры сенной палочки

  1. Простерилизовать посуду.
  2. Отвесить навеску 10-15 г сена или соломы.
  3. Поместить в колбу. Залить кипятком, так, чтобы солома была полностью покрыта водой.
  4. Засыпать 0,5 ч.л. мела. Кипятить 15 мин.
  5. Закрыть пробкой и поставить в термостат на 7-10 суток при температуре 250.
  6. По окончании микроскопировать.

На поверхности сенного отвара появляется сероватая пленка, состоящая из особей грамотрицательной сенной палочки. Сделать рисунок в лабораторной тетради.

Ход работы:

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *