Шум от дороги

Если рядом автомагистраль. Шум за окном

Вертикальное распределение акустических нагрузок в многоэтажных жилых домах

Расположение квартиры в доме во многом предопределяет акустический режим помещения.

Специалисты в области защиты от шума могут предложить разные способы снижения его вредного воздействия. И снаружи, и в самом доме существует множество источников шумового воздействия, начиная от городского транспорта и близлежащих предприятий и кончая шумом в трубах водоснабжения и громкой музыкой в соседней квартире. Изложить кратко рекомендации на все случаи невозможно, поскольку для каждого источника шума мероприятия носят существенно разный характер.

Акустическая комфортность жилья зависит от многих факторов — как социально-бытовых, так и техногенных. Первые обусловлены культурой и доброй волей жителей, соседствующих в одном доме. Вторые являются расплатой за блага цивилизации и представляют собой неотъемлемую составляющую городской среды. В основном именно на них (вторых) направлены инженерно-технологические мероприятия. А с первыми, как правило, борются, привлекая органы внутренних дел.

Многочисленные исследования, проведенные и за рубежом, и в нашей стране, подтверждают, что шум занимает второе место по неблагоприятному воздействию на население города (после загрязнения воздуха). Круглосуточное воздействие шума повышает нервное напряжение, снижает работоспособность и творческую активность и эффективность отдыха.

Акустические нагрузки по высоте фасада здания, создаваемые внешними источниками шума

Характерный пример: фасад дома обращен к проезжей части улицы. Что предпочтительнее с точки зрения защиты от транспортного шума — первый этаж или шестнадцатый при прочих равных условиях?

На первый взгляд, чем дальше от магистрали, тем тише. Шестнадцатый этаж удален от дороги на большее расстояние, чем первый. Однако на территории застройки звук распространяется неравномерно. При взаимодействии звуковых волн с поверхностью происходят процессы, которые могут существенно изменить картину распределения звука.

В непосредственной близости от поверхности земли звуковая волна распространяется с меньшей скоростью, чем скорость в свободном пространстве. На небольших высотах это приводит к образованию вблизи поверхности «звуковой тени». Чем меньше акустическое сопротивление поверхности (например, газона), тем более акустически мягкой она является и тем больше звуковой энергии она поглощает. Таким образом, шум на верхних этажах будет несколько выше, чем на нижних.

Акустически жесткие поверхности (например, асфальт) не приводят к заметному уменьшению шума в приземном слое. Учитывая, что в городском пространстве озелененных территории гораздо меньше, чем заасфальтированных, можно сделать вывод, что в большинстве случаев эффект акустического сопротивления поверхности ограничивается первым-вторым этажами.

Однако, кроме акустического сопротивления на распределение звуковых нагрузок по вертикали влияют и другие факторы. Например, с верхних этажей открывается большая угловая видимость транспортной магистрали. При этом на верхние этажи поступает больше шума, издаваемого движущимся транспортом.

Компьютерная модель высотного жилого комплекса с торговым центром. Показана карта распределения акустических нагрузок, создаваемых транспортными  потоками по прилегающим улицам

1 — зона прямого и отраженного звука
1а — зона снижения звука вследствие затухания в атмосфере, проявляется на расстояниях более 100 м
2 — зона влияния импедапса подстилающей поверхности
3 — зона ограничения угловой видимости магистралей
4 — зона экранированния фасадов кровлей торгового центра

Если напротив вашего дома находится фасад соседнего  многоподъездного дома, то от него отраженная волна, сохранив 90% своей энергии, приходит в точку приема и складывается с прямым звуком. Если не учитывать явления интерференции, то влияние отраженного звука будет сильнее опять же на верхних этажах.

Таким образом, чем больше внизу зелени, чем шире зрительный охват дорожной сетки из окна, чем длиннее дом, стоящий напротив, тем большая разница в субъективных ощущениях транспортного шума, проникающего снаружи, для жильцов верхнего и нижнего этажей.

Для среднестатистической ситуации Москвы различие уровня шума между первым этажом и расположенными выше третьего составляет 3-6 дБА. Максимальная величина этой разницы присуща домам, обращенным к крупным автомагистралям с большими участками озелененных площадей перед ними. Например, в микрорайонах близ МКАДа, где первый эшелон домов отстоит от магистрали приблизительно на 200 м, а промежуточная территория представляет собой пустырь или лесопосадки. Практически все квартиры, находящиеся в таких домах выше третьего этажа, имеют повышенный звуковой фон и должны оборудоваться специальными шумозащитными окнами.

Другими источниками воздействия, влияющими на распределение акустических нагрузок по высоте, являются инженерное оборудование и коммуникации самого дома.

Все шумоактивные источники располагаются либо в техподполье, либо в чердачном помещении. Это прежде всего машинное отделение лифтов, насосная индивидуального теплового пункта, механическая вентиляция нежилых помещений и т. д.

Строительные нормы и правила запрещают соседство жилых и технических помещений. В основном эти правила соблюдаются. Хотя в индивидуальных проектах, особенно в элитном строительстве, при попытке создания нетривиальной планировки нередко встречаются отклонения от нормативов. Таким образом, престижность квартиры не гарантирует отсутствие шумового дискомфорта.

Проблемы могут возникнуть, даже если жилые помещения отделены техническим (нежилым) этажом или находятся над лестничными пролетами или лифтовым холлом.

Дело в том, что внутри дома существуют две разновидности шума — так называемые воздушный и структурный.

Воздушный шум знаком нам по звукам, доносящимся из-за стены соседней квартиры. При этом источник излучает звуковую волну в объеме соседнего помещения.

Как отгородиться от шума дороги?

Волна возбуждает ограждающую конструкцию, и та переизлучает звуковую энергию в нашу комнату. Проникающая способность воздушного шума ограничивается соседними помещениями.

При структурных шумах звуковая энергия передается непосредственно строительной конструкции закрепленным на ней оборудованием. Вибрации звуковой частоты распространяются по структуре дома — по каркасу, стенам, перекрытиям, трубам. В этом случае заметное вторичное переизлучение звука ограждающими конструкциями будет распространяться уже не только в соседнюю квартиру, но и в более удаленные от источника помещения.

Структурный шум является основным шумом технологического оборудования внутри дома, и для его снижения в проекте будущего здания должны быть предусмотрены мероприятия по виброизоляции.

  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.

Выйдите на улицу, вдохните свежий (или не очень) воздух, прислушайтесь к звукам, встретивших Вас, как только Вы ступили за порог своего дома. Хорошо, если первым – и единственным – что Вы услышали, было пение птиц или тихое журчание воды, доносящееся от маленького прудика, запрятанного в глубине Вашего сада. А вот если это – визг шин и резкий гул моторов автомобилей, проносящихся по трассе, соседствующей с Вашим домом? К сожалению, мы живём в мире цивилизованном. Почему «к сожалению», если именно развитие человеческой культуры стало для людей благословлением, принесло шедевры мирового масштаба в музыке, изобразительном искусстве, литературе, драматургии, технический прогресс шагает вперёд невообразимой ширины шагами, попутно одаряя каждого сверхъестественными возможностями – говорить с человеком, находящимся на любом расстоянии от Вас, видеть то, что происходит даже в самых отдалённых уголках земли, летать в небесах и плыть под водой, перемещаться с умопомрачительной скоростью? Подарило лекарства, спасающие миллионы жизней, дало возможность покорять космос? Потому что от этой цивилизации, увы, никуда не денешься. Если захочется побыть в тишине, наедине со своими мыслями, то придётся очень постараться, дабы отыскать укромное местечко, где никто не сможет потревожить. Правда, если от людей спрятаться можно, то от ужасно раздражающего шума, который берёт свой начало под колёсами и капотами автомобилей, – нет.

Грохот от ползущих по рельсам трамваев, медленных, напичканных людьми, которых полно, как сельдей в бочке, автобусов или маршрутных такси, легкий или не очень гул двигателей легковых автомобилей, грозный шум грузовиков, визг и шелест шин, касающихся асфальт, скрипение тормозов и раздражительный, нервозный гудок клаксонов , – всё это сливается в одну непрекращающуюся какофонию, преследующую каждого, кто имеет несчастье жить неподалёку от дороги. Жителям местностей, расположенных неподалёку широких междугородных трасс, тоже не позавидуешь: летящие на всей скорости из пункта А в пункт Б по прямой автомобили создают ужасное звуковое давление, плохо влияющее на тех, кто под него попадает. В общем, одна беда с этим шумом, который может достигать 87 (или ещё выше) дБА. На его существование нельзя просто закрыть глаза.

Шум, исходящий от машин, можно уменьшить с помощью звукозащитного барьера, установленного между Вашим домом или участком и дорогой. Да-да, его изготовление и монтаж будет стоить много денег. Очень много денег. И времени, и сил на это уйдёт немало. Вы тяжело вздыхаете, гипнотизируете взглядом свой кошелёк и бьёте себя в грудь, восклицая, что дополнительное оборудование Вам не по карману? Значит, самое время рассмотреть способы понижения уровня звукового давления иными методами.

Для начала, разберитесь, как вообще уменьшается шум – с использованием тех же звукозащитных установок, к примеру.

Существуют два основных способа привнести тишины в свою жизнь: поглотить звук, раздражающий Ваш слух, или отразить его в сторону источника. Звукопоглощающие и звукоотражающие конструкции создаются из специальных строительных материалов, эффективных в деле уменьшения уровня звука, поэтому они, хоть и дорогостоящи, но полностью окупают себя.

Но! Каждый материал обладает такими свойствами в той или иной степени. Все пористое, рыхлое и неплотное поглощает звук, а твёрдое и гладкое – его отражает. Вооружившись этим знанием, можно подумывать о возможности понизить шум от дороги своими силами.

К примеру, если Вы седлаете насыпь из щебня или камня или соорудите стену из кирпича, камня либо бетонных блоков – это уже будет звукоотражающим экраном. А вот насколько эффективным?..

Для того чтобы такое «сооружение» исполняло свою роль, оно должно быть высоким (от 3 м и выше), плотным, твердым, цельным (без трещин и зазоров). Каждое отверстие обесценивает все усилия, затраченные на возведение шумозащитной стены, потому что позволяет беспрепятственно проходить звуку в обоих направлениях. Общее понижение уровня звука будет также незначительным. Есть ли смысл возлагать все надежды по избавлению от шума, мешающего жить, на насыпь из щебня, которую и не всегда можно возвести необходимой высоты (в силу места, которое она занимает, да и общей её «надёжности»)? Очевидно, нет.

Деревянный забор – тоже вариант. Да, самый простой и обыкновенный забор, наскоро сколоченный из досок и кое-как покрашенный, – это тоже шумозащитный экран! Но не спешите радоваться потрясающему открытию, сулящему иллюзорную возможность быстро и недорого (дёшево и сердито) покончить с непереносимым гулом. Однако, дерево, во-первых, имеет тенденцию к усушке и деформации. Это значит, что в скором времени появятся длинные неприглядные щели, которые сведут на нет эффективность Вашего забора, как бы это ни было грустно.

Если рядом автомагистраль. Шум за окном

Во-вторых, сравнительно недорогие породы дерева, которые широко используются для строительства (ель, сосна, берёза и т.п.), прослужат не слишком долго, так как не обладают достаточным запасом прочности и не выдерживают внешних физических воздействий, быстро повреждаются. Поломаться такой забор может очень легко. В-третьих, дереву достаточно одной искры, чтобы воспламениться: при этом нарушится не только целостность забора, но и, вероятно, возникнет угроза для Вашего имущества и даже жизни Вас и Ваших близких. В-четвёртых, дерево впитывает влагу (хотя и можно нанести защитное покрытие), разбухает и даже гниёт. В общем, материал не из самых надёжных для того, чтобы возложить на него серьёзное и ответственное дело звукоизоляции.

Сможете ли Вы установить достаточно высокий деревянный забор, чтобы защититься от давления звука? А готовы ли Вы постоянно следить за его состоянием, заменяя испортившиеся доски, устраняя каждую появившуюся трещинку? Если Вам не до того, чтобы денно и нощно защищать от негативных воздействий забор, призванный защищать от негативных воздействий Вас, то оставьте эту затею.

А вот зелёные насаждения могут и помочь в трудном деле борьбы с шумом. Растения хорошо поглощают звук, и высокая, пышная живая изгородь вполне может закрыть Вас от лишних звуков. Одна беда: высадить деревья и кусты так, чтобы они служили звукоизоляцией довольно тяжело, расти они будут долго, а эффект – незначительный. К примеру, если высадить деревья в один ряд с их шахматной посадкой внутри полосы так, чтобы ширина этого ряда составляла 10-15 м, то уровень звукового давления понизится на 4-5 дБА, 16-20 м – соответственно, 5-6 дбА. В случае, если деревья будут расти в два-три ряда (с таким же порядком посадки) при расстоянии между рядами в 3 м (и всё это займет в ширину около 30 м), то шум удастся снизить только на 10-12 дБА. Не слишком ли много места займёт такая полоса препятствий на пути у звука? Между прочим, высота деревьев должна составлять не менее 5-8 м, а для того, чтобы под нижними ветвями не проникал свободно звук, там должен расти густой подлесок и кустарник. Очевидно, что овчинка выделки не стоит.

Учитывая тот факт, что шум, исходящий от транспорта, на трассах достигает 90 дБА, а допустимое по санитарным нормам звуковое давление в помещениях равно 55 дБА в дневное время и 45 – в ночное, то указанные выше методы, если Вы хотите снизить уровень шума в своём стоящем неподалёку от дороги доме, дают при их использовании неудовлетворительный результат. Ни о какой эффективности не может идти и речи: в общей сложности на изготовление забора из дерева или кирпича достаточной высоты уйдёт немалая сумма, плюс, учитывая ненадёжность и недолговечность таких конструкций, масса времени и денег уйдёт на поддержание их в приличном состоянии. А вот что получится в результате и каковой будет отдача?

И даже если Вы задались целью просто снизить уровень шума, который воздействует на тех людей, идущих по обочине, вышеуказанные способы заменить специальное шумозащитное оборудование совершенно себя не оправдывают. Очень маловероятным кажется сооружение насыпи высотой в 3 метра между дорогой и тротуаром (а ведь такая насыпь ещё и довольно широкая) или посадка деревьев шириной в 30 метров, призванная защитить прохожих от шума, доносящегося от проезжей части. Вам не кажется это абсурдным?

Каждый здравомыслящий человек знает, что, если уж браться за что-нибудь, то делать это нужно основательно. Нельзя получить что-то стоящее, не приложив достаточно усилий и денег. Правда состоит в том, что только установка шумозащитных экранов может обеспечить успех в сложном деле борьбы с шумовым загрязнением. Как Вы сами могли убедиться, попытки защититься от него своими силами не возымеют должного эффекта.

Шумозащитные конструкции – поглощающие и отражающие звук – уже давно используются в развитых странах на дорогах, строительствах, шумных производствах, чтобы оградить людей от вредного воздействия звуковой энергии. Такая практика завоевала мировую популярность благодаря своей эффективности, потому что на данный момент только шумозащитные барьеры способны понизить уровень звукового давления до необходимого. К слову, справляются они с этой нелегкой обязанностью очень успешно. И если Вам по-настоящему важно получить качественный, достойный итог проделанных работ, обратитесь к специалистам. Они помогут Вам найти свой, самый подходящий, путь укрощения невыносимо громкого шума.

Что делать, если окна выходят на шумную улицу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *