Золочение на полимент

Золочение на лак мордан.

Такое золочение дает более матовую поверхность, использовать его рекомендуется для наружных работ, золочения металлических поверхностей, резного иконостаса и т.д.

Мордан – это смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом /сиккативом/ и примесью лаков.

Необходимые материалы:

-сусальное золото;

-золотильные нож и «подушка»;

-лак ПФ – 283;

-мордан;

-беличья « лапка»;

-масло сливочное или растительное;

-беличьи круглые кисти;

-растворители: пинен или скипидар, или уайт-спирит;

-наждачная бумага №1200;

-плоские синтетические кисти №7-10 (зависит от размера доски);

-акварель или пигмент (аури, крон, сурик);

-ткань фланель и ватные тампоны.

Ход работы:

1. Подготовить поверхность доски под золочение – с идеальной полировкой под глянец.

2. Затонировать левкас под золото (акварелью на воде), цвет краски – жёлтый или оранжевый. Нанести краску беличьей кистью в 1-2 слоя, не густо, без затеков, хорошо просушить. Отполировать сукном или ваткой до блеска.

3. Следующий слой – лак с пиненом или очищенным скипидаром в соотношении 1:1 (кисть синтетическая). Оставить для просушки на 12 часов, затем отшлифовать наждачной бумагой. Или покрыть поверхность двумя слоями шеллака (поверхность должна блестеть), первый слой сохнет 5 минут, второй – 40минут, затем тоже обработать наждачной бумагой.

4. Слой 100% лака (без разбавления). Покрывать быстро, не возвращаясь на прежние места. Закрыв от пыли, просушить не менее 72 часов – от этого зависит качество золота (чем дольше просушка, тем больше будет блеска, так как лак становится стекловидным). После просушки поверхность должна блестеть, не должно быть соринок. Если не получилось, то отшлифовать наждачной бумагой и снова покрыть лаком. Для увеличения блеска золота, хорошо покрыть поверхность неразведённым лаком 2 раза.

5. Мордан разбавить одним из растворителей в соотношении 1:1. Быстро покрыть поверхность и, меняя тампоны, протереть 2-3 раза, хорошо прижимая – «до скрипа» (золото можно класть на протяжении 12 часов). Если поверхность под золочение небольшая, то можно мордан разбавить 1:2 (время работы сокращается в 2 раза).

6. Через 1-2 часа можно приступать к золочению (на более раннем этапе золото может «тонуть» и потерять блеск).

§ Для увеличения блеска золота нужно выдержать мордан в течении нескольких часов.

§ На крупные детали икон, напр., на фон, листы золота накладываются прямо с книжки.

§ Для золочения фона вначале проложить узкие полоски по лузге, потом поля и средник.

7. Взять лапкой подготовленный листочек золота с подушечки, положить на поверхность и чуть прижать ваткой. Притамповать золото. Последующие листки кладутся внахлест.

§ 20-8. Золочение сусальным золотом металлических поверхностей по лаку "Мордан"

Нужно притамповывать золото до стыка, а, положив следующий кусочек, притамповать и стык.

Притамповывается золото легким постукиванием (сначала легко, затем интенсивнее), держа ватку перпендикулярно к поверхности. Через 5-10минут можно разгладить появившиеся морщинки. В тех местах, где золото не приклеилось, оно отпадет, и на них кладутся «заплатки» (можно приклеивать на «придыхание»).

Для окончательной полировки взять чистую ватку и полировать в двух направлениях, швы после полировки становятся незаметными.

8. Тонкое золото кладется в два слоя. Между слоями наносится лак с пиненом в соотношении 1:2. Желательно второй слой золота класть, выждав день или два. Лучше, чтобы стыки листков золота первого и второго слоя не совпадали.

9. Закрепить золото, выждав не менее 12 часов, лаком с пиненом (1:2).

Примечания.

§ Поверхность левкаса по контуру золочения покрыть мелом с водой, тогда легче будет его очистить от прилепившегося золота. Золото по абрису снимается заточенным черенком кисти.

§ Окончательно мордан высохнет через 3 суток или через неделю.

§ Золочение иконы на лак мордан не рекомендуется. Эта техника применима для других золотильных работ.

Золотой декор*.

* здесь перечисляются приёмы работы с золотом.

1. Тонировка золота лаками или прозрачными красками.

2. Ассист (об этом см. ниже).

3. Различные эффекты полировки (световая «игра» матовой и блестящей поверхностей; синайский эффект – полировка золота по кругу нимба и т. д.).

4. Цировка или «в проскрёбку». Необходимо для этого покрыть золото более густым, чем обычно лаком с пиненом 1:1, сверху залить краской. Затем проскребсти черенком кисти узор.

5. Роспись по золоту (цветной декор, орнамент чернью).

6. Резьба по левкасу.

7. Наливка (жидким левкасом различных узоров). В этом случае клеевой состав наливаемого левкаса должен быть слабее, чем у основного.

8. Резьба по дереву, резные ковчеги.

9. Накладные объёмные нимбы (вырезаются из дерева).

10. Скань. Это гладкая ленточка с рубчатыми краями, полученная способом сплющивания крученых металлических проволочек (их пропускают через плоские вальцы). Изогнутые по рисунку ленты спаивают между собой. Сканные оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку.

11. Басма. Это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор.

12. Оттиск. Изготавливаются специальные матрицы, которыми многократно делается оттиск /по большой поверхности/. Получается эффект, подобный басме.

13. Чеканка. Изготавливаются чеканы с различными формами наконечников. Ими мастер чеканит золото, составляя орнаментальный рисунок.

Примечание: Для чеканки и наливки нужен пластичный левкас, поэтому во время приготовления добавить в левкас больше пластификатора – олифы, льняного масла или мёда.

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 26; Нарушение авторских прав

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы.

золочение на мордан

Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

Для золочения больших площадей, например фонов, использовались целые листы. Мели же требовалось вызолотить небольшой участок композиции, то от золотого листочка отрезали требуемый размер специальным ножом. Для удобства работы лезвие ножа на конце имело закругление, заточенное с двух сторон. Кроме разрезания, нож предназначался для перекладывания золота.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Далее следовала просушка золотого покрытия и его полировка агатовым камнем (зубом).

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».

Золочение икон

По окончании нанесения рисунка иконы на левкас и закрепления его графьей левкас тщательно протирается суконкой для освобождения его от всякой пыли и даже следов карандаша.

Приступая к описанию золочения, нужно, прежде всего, помнить, что эта работа чрезвычайно тонкая, трудная и иконописец должен сосредоточить тут все свое внимание. В подтверждение сказанного можно упомянуть, что некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой для избежания оседания пыли, ибо малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.

Площади, намеченные для позолоты, — нимбы, фоны, поля, оплечья, поручи и т.д., предварительно грунтуются. Материалом для позолоты служат разные виды листового золота и особая краска, так называемое "твореное золото".

Существует три основных способа золочения, используемых в иконописи:

Золочение на мордан

Такое золочение дает матовую позолоту, и приемы его таковы: места под позолоту предварительно грунтуют, то есть покрывают ровным слоем красной (можно также желтой) охры или киновари, растворенной на желтке, все площади, требующие позолоты. Кисть для наложения грунта нужно выбирать беличью, плоскую, которой легче можно наложить ровный слой. На таком грунте окончательный оттенок позолоты окажется теплее.

После просушки грунта его старательно протирают суконкой для выравнивания и полировки. В случае надобности, если грунт после полировки оказался неудовлетворительным, его покрывают вторым слоем краски, дают вновь просохнуть и полируют заново.

Мордан — смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом (сиккативом) и примесью лаков. Существует в продаже несколько сортов мордана для позолоты, с разными сроками его сушки (через 1, 3, 6, 12 и 24 часа) после покрытия мест на позолоту.

Лучший мордан — янтарный, это самый дорогой лак в мире. Его производят из отходов янтарного производства. Мелкие кусочки калибруют по цвету, перемалывают в пыль, заворачивают в марлю и помещают над парами скипидара. Образовавшиеся на марле капли собирают и получают лак, в который добавляется касторовое масло и тюлений жир. Покрытые янтарным лаком купола стоят десятилетиями. В качестве примера современного способа золочения сусальным золотом на лаке мордане можно назвать шпиль центрального павильона ВВЦ в Москве вызолоченный в 1952 году.

После окончательной просушки и полировки грунта его покрывают тонким и ровным слоем мордана, тщательно избегая при этом затронуть или задеть кистью соседние площади, не предназначенные для позолоты.

Когда все площади покрыты морданом, доску ставят для просушки лицевой стороной к стене или же кладут ее в коробку или в ящик, который затем тщательно закрывают для предохранения от пыли покрытых морданом площадей во время сушки. Мордан сушится, как указано выше, в продолжение 1, 3, 6, 12 или 24 часов. Признаком готовности мордана к восприятию позолоты является состояние его "отлипа" от пальца, то есть когда, при легком прикосновении пальцем к поверхности мордана, палец будет чувствовать этот "отлип", и при этом на пальце не будет оставаться совершенно никаких следов мордана.

Для позолоты на мордан можно рекомендовать пользоваться листовым золотом, прикрепленным к листкам тонкой бумаги и продаваемым в книжечках. При накладывании такого листка бумаги, с прикрепленным золотом, на мордан золото прилипает к мордану и легко отстает от листка бумаги, на котором оно держалось. Нужно только стараться, чтобы сама бумага отнюдь не касалась мест, покрытых морданом.

Наложив лист с золотом на мордан, слегка проводят по бумаге пальцем или ватой, чтобы золото плотнее пристало к нему, и так продолжают накладывать золото на все другие места иконы для позолоты.

Понятно, что когда золото накладывается на участок иконы, то оно должно несколько перекрывать границы его. Эти перекрытия не прикрепленного морданом золота должно оставить нетронутыми в течение суток, после чего их надлежит убрать при помощи мягкой пушистой кисти.

В случае срочности можно после позолоты сейчас же приступить к писанию иконы красками, но в таком случае нужно старательно охранять позолоченные места от всякого прикосновения другими красками, так как полное высыхание мордана продолжается обыкновенно почти целую неделю.

Только после такого долгого времени сушки разрешается вполне законченную писанием икону покрывать соответствующими лаками.

Вместо мордана с успехом можно пользоваться олифой или лаком и некоторыми другими масляными лаками, применяя, к ним соответственные сроки сушки, то есть до состояния "отлипа".

Наверх

Золочение на полимент

Основной компонент полимента — особая глина. Месторождения такой глины есть в Италии, Франции, Германии, США, Канаде. Но самая лучшая глина, обладающая удивительным красным цветом и отличающаяся от других сортов более мелким помолом и большей твердостью, добывается в Армении. В состав полимента входят: глина, осетровый или кроликовый клей, немного льняного масла.

Золочение на полимент дает блестящую полированную позолоту. Технология его практически не изменилась и сегодня этот процесс происходит так же, как и в древности. Сухую глину в кусках размачивают эмульсией, состоящей из яичного белка, смешанного с водой затем растирают на мраморной доске до тех пор, пока масса не станет густой. Растертую массу помещают в сосуд, тщательно перемешивают добавляя в него остатки эмульсии до получения консистенции обыкновенной водяной краски.

Перед золочением полученную массу надо растопить на водяной бане и 2-3 раза нанести кистью из волоса белки или куницы на идеально подготовленную для золочения поверхность левкаса, ровным слоем, давая каждому из слоев просохнуть, а затем отполировать тканью из конского волоса.

Степень усушки полимента испытывают следующим практическим приемом: твердым предметом, например обратным концом ручки кисти, постукивают по полименту и если по всей поверхности доски слышится однородный звук, то это и есть признак нужной сухости полимента. В случае получения неоднородного звука полимент следует оставить просыхать дополнительно.

Убедившись же в достаточной просушке полимента, приступают к наложению на него не прикрепленного к бумаге листового золота. Наложение свободного золота на полимент требует очень сложного приема и большого навыка: целый лист золота перекладывают на бархатную подушечку, всячески оградив ее от движения воздуха, дабы золото не улетело, и чистым столовым ножом этот лист золота нарезают на части, немного перекрывающие очертания подготовленных к позолоте площадей. Теперь приступают к самому деликатному приему — перенесению этих кусочков золота на полимент.

Для этого пользуются специальной кистью в виде широкой длинноволосой лопаточки, которой предварительно проводят по волосам своей головы, дабы кисть взяла на себя немного жира, помогающего затем легче схватить кусочек золота. Эта операция перенесения золотых листков на полимент требует огромного терпения, навыка и опыта.

Уложив каждый отрезанный кусочек листового золота на полимент, закрепляют его на левкасе тонкой, смоченной водой, кистью и так поступают, пока все нужные места иконы не будут покрыты золотом.

Следующий прием золочения на полимент называется "подпуском". На кисть берут долю жидкой смеси: 2/3 части спирта и 1/3 воды или обыкновенной водки, отчего этот способ называют также «на водку». Наклонив слегка на себя доску иконы, подпускают водку под листы золота, начиная с удобного места доски; жидкость сама начнет распространяться под золотом по полименту. При этом полезно помогать жидкости распространяться равномерно под золотом путем наклонения доски то в одну, то в другую сторону. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, а неровности исправить становится невозможным.

Водка обеспечивает ровность нанесения золота. Утопленное в водке золото "горит", становится "жирным", то есть выглядит так, словно за тонким сусальным листком еще несколько сантиметров золота.

Когда все места, предназначенные для позолоты, будут покрыты золотом, доску кладут на просушку и приблизительно через полчаса снова испытывают, вышеуказанным приемом, степень усушки полимента. Затем начинают полировку или шлифовку позолоты. Для получения мягкого блеска золото полируется мягким тампоном из ваты, капроновым чулком или беличьей кистью. Яркого блеска можно добиться полировкой камнем агатом (зубком). Раньше золото полировали медвежьим или кабаньим клыком, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата) напоминает кабаний клык.

При полировке агатом на полимент следует помнить, что полировка по совершенно высохшей позолоте не прикрепит полностью золота к полименту. Поэтому нужно начать полировать ее в тот момент, когда позолота уже практически высохла, но еще не до конца.

Наверх

Золочение твореным золотом

Существует еще другой старинный способ позолоты "твореным золотом". Чаще всего он применяется, когда иконописец прописывает золотом складки одежды (такая техника письма называется "пробела инакопью").

Творёное золото приготавливают из листового сусального золота путем растирания пальцем на блюдце. Мелко истолченный гуммиарабик (смола арабской акации) кладут на блюдце, добавляют несколько капель теплой дистиллированной воды и растирают до состояния однородной массы. Берут затем поочередно листки золота, кладут их на блюдце в нужном количестве и потом собирают в один комочек Покрытие золочениедоступно практически каждому. Прибавив еще немного жидкого гуммиарабика, растирают все вместе пальцем до получения однородной массы. Когда творящий заметит, что золото достаточно растерто, он наливает на блюдце чистую воду, старательно перемешивает все содержимое и оставляет на полчаса отстояться. Когда все золото осядет на дно, воду осторожно сливают, а оставшуюся жидкость просушивают, держа блюдце над свечою или лампою. Высохшее тесто матового цвета и есть "твореное золото", которым можно пользоваться как обыкновенной краской, разбавляя ее водою. Процесс растирания сусального золота длительный и требует тщательного исполнения. По окончании процесса творёное золото выглядит желтоватой краской, не содержащей заметных для глаза отдельных частичек.

Твореное золото может также подвергаться полировке агатом или зубом.

Наверх

Другие способы золочения

Помимо трех основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется "чесночным". Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют.

Золочение на лак мордан.

Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием (появляется отлип) затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном через слой кальки или папиросной бумаги. Золото при таком золочении приобретает странный отблеск.

Существуют и синтетические лаки, делающие золочение намного удобнее и экономичнее, например, материал, называемый "мист". Водяное золочение иногда заменяется униполиментом (унифицированный полимент), однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.

Золотить на униполимент довольно сложно, поэтому чаще его используют для выделения деталей (нимба на иконе, орнамента), а не покрытия больших поверхностей. Иногда основа для иконы полностью покрывалась золотом, и лишь потом прописывались лики и фигуры: золотая основа просвечивала, и лики начинали светиться. Также для покрытия иконы использовалось сусальное серебро, которое после покрытия янтарным лаком приобретало необыкновенно светящийся золотистый оттенок (техника хохломы).

Остается еще добавить, что посеребрение в иконописи производится совершенно таким же путем, как описанные выше приемы позолоты.

Наверх

Оборудование для золочения

Легкий метод придания изделию из металла ценности, это покрыть его золотом. Существует несколько видов оборудования для золочения: химическое, электрохимическое, гальваническое. При химическом методе золочения используется установка Мета-хром/Рго работающая под высоким давлением и распыляющая тестовые растворы. Оборудование для золочения укомплектовано микропроцессором, который позволяет контролировать все технологические процессы. Электрохимический метод один из самых распространенных, и дешевых. Им можно воспользоваться, как на промышленных предприятиях, так и в частных небольших мастерских.
Оборудование предназначенное для электрохимической обработки "СММ-301Pro"- прибор представляющий небольшое электронное устройство, состоящая из источника напряжения и источником тока. Источник напряжения используется при нанесения гелей с содержанием металла. Источник тока используется при нанесении металлопокрытий жидкими электродами. В данном аппарате используется схема синхронного выпрямителя за счет которой, увеличивается коэффициент полезного действия и уменьшается ток, лучше осуществляется электромагнитная совместимость, так как отсутствуют высоковольтные транзисторы. В данном аппарате предусмотрены специально подготовленные химические реагенты. Компактные размеры и мобильность позволяют, работать на данном аппарате в любом месте, с деталями любых форм и размеров. По своим техническим характеристикам названная модель по цене и качеству превосходит зарубежные аналоги.

На сегодняшний день электрохимическое золочение имеет очень широкое применение, его используют при производстве электрических элементов, при нанесении золота на элементы поверхность обладает высокой токопроводимостью и антикоррозийной стойкостью. В промышленности используется и другой метод золочение, который называется селективным электрохимическим. Для этого метода предназначены аппараты СММ -100Pro и СММ -100с, в комплект поставки данного оборудования входит термоизоляционные поплавки, которые служат для испарения вредных веществ во время проведения процесса золочения. Для мелкого частного бизнеса в ювелирном производстве используют гальванические ванны. В медицинской промышленности в разделе стоматология используется аппараты: для частичного золочения "S-U-AURO-PLATE maximo", и оборудование ускоренного золочения "S-U-QUICK-PLATE", это небольшое портативное оборудование для золочения готовых протезов, мостов, коронок, очень удобное в обращении. Техники-стоматологи довольны аппаратом. Наличие плавной регулировки тока, и амперметра встроенного в прибор позволяет осуществлять контроль всех технических характеристик во время золочения, и убирать образовавшиеся пузыри пульсирующей жидкости с поверхности изделий.

Морданы, клеи

В стоматологии используются гальванические ванночки для золочения, телескопических, конусных коронок. SolarisSupra Для украшения сережек, браслетов, часов, брелков, ремней, очков, и других изделий покрытых золотом, тем самым повышаем их ценность и красоту. Также используют оборудование для золочения изделий домашнего интерьера: люстр, кранов, ручек и прочей утвари это проявление нашей индивидуальности и вкусы. Оборудование для золочения используется в автомобильной и других сферах производства.

Что такое сусальное золото и преимущества его использования.

 Сусальное золото — это тончайшие листы золота высшей пробы, наносящиеся на поверхность реставрируемых или декорируемых изделий. Данный вид позолоты пользуется большой популярностью в реставрации и восстановлении интерьеров и экстерьеров. Классическая и благородная техника золочения сусалью изобретена очень давно. Если быть точным – 1700 лет назад.  В наше время данная технология  несколько модифицировалась, но не утратила своей популярности и широко используется в отделке интерьеров и реставрации старинных предметов. Данный способ реставрации и декорации является  достаточно дорогим, ведь  для золочения используется настоящий драгоценный металл.

 Из чего изготавливается сусальное золото?

 Тончащие листы сусали производят из золота высшей пробы. В зависимости от применения и для придания необходимых свойств и оттенка  в сусальное золото могут добавляться различные металлы: серебро, алюминий, медь и другие.  Оттенок сусального золота выбирается в зависимости от задумки реставраторов и желания заказчика. Например, для придания красного оттенка используется  сплав с медью.

Сопутствующие материалы для золочения

Чтобы получить зеленоватый оттенок – применяют сплав с серебром.

Основные достоинства применения сусального золочения:

  • используется настоящее золото ;
  • придает изделию или интерьеру дорогой и необыкновенный внешний вид;
  • не окисляется;
  • не тускнеет;
  • не теряет своих свойств с годами.

 Оригинал и «золотозаменитель»

В зависимости от стоимости и достигаемого качества используют 2 основных вида сусального золочения:

  1.  Дорого и качественно:

Сусальное  золото – золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов.  Листы очень тонкие и измеряются микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. Требует тщательной и правильной обработки поверхности и большого опыта работы позолотчика-реставратора.

2.       Дешево и сердито:

Поталь (шумиха) – металлическая фольга  или заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит дешево. Один лист шумихи в несколько раз толще оригинального сусального золота. Это упрощает работу позолотчика и  не требует его высокой квалификации. Книжки по 25-30 листов. 

  1.  

Технологии нанесения сусального золота в реставрации.

В зависимости от материала обрабатываемой поверхности и месте его расположения (интерьер/экстерьер) используют три основных метода золочения:

  1. Масляное,
  2. Клеевое,
  3. Полиментное.

Масляное золочение.  Используется для реставрации и восстановления  предметов, подверженных атмосферному влиянию. Это церковные купола, решетки, ограды, кровля, Требования к материалу:  металл, гипс, папье-маше, дерево, стекло, фарфор.

 Технология масляного золочения: 

Первым делом  очищают рисунок и подготавливают поверхность, шпаклюя дефекты в виде впадин, щелей, трещин и царапин. После тщательного высыхания, зачищают шпаклевку.  Далее, в зависимости от зернистости и пористости поверхности, наносят несколько слоев грунта,  минимум три слоя.  Грунт возможно подкрасить  разными цветами, для придания нужного оттенка позолоты. Когда грунт высох, его обрабатывают наждачной бумагой и очищают рисунок. Следующий этап —  6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачкой после каждых 2-х или 3-х слоев. Далее следует полировка поверхности до блеска и покрытие масляным лаком. Последний этап  – покрытие сусальным  золотом  или поталью реставрируемой поверхности.

Использование технологии масляного золочения позволяет получить  разные виды позолоты — матовое, матовое бархатистое, под зерно и глянцевое  золочение. 


Клеевое золочение.
Используется  при реставрации  интерьера и предметов интерьера, преимущественно  для золочения деревянных изделий.

Также клеевое золочение используется для реставрации гипса, папье-маше.

 Технология клеевого золочения:

По аналогии с масляным золочением сначала подготавливают поверхность и очищают рисунок орнамента , заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины.  Далее, на высохшей  поверхности  зачищают шпаклевку и наносят на нее мездровый клей. После – покрывают  левкасом –  смесь, состоящая из клея и мела. Наносят около 9 слоев с промежуточной шлифовкой и расчисткой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой наждачной бумагой  и полируют. Места золочения смачивают водкой или спиртом, разведенным примерно до 25 градусов, и осторожно накладывают листы сусального золота. Подсохшую поверхность аккуратно обметают мягкой кистью, убирая излишки.При использовании технологии клеевого золочения, золото становится матовое. Однако, применяя  другие клеящие составы,  можно получить и глянец. 

Полиментное золочение.  Используется для реставрации предметов интерьера. Данный метод дороже предыдущих в несколько раз, так как требует дополнительной обработки поверхности и полировки золота. Однако получаемый эффект  золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется.  Полимент – это специально приготовленный состав,  основной компонент которого — мелкозернистая жирная глина  темно-красного цвета (болюс).

 Технология полиментного золочения:

Повторяет технологию клеевого золочения до этапа нанесения левкаса со шлифовки слоев, далее идут изменения. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят приготовленный полимент, смешанный с яичным белком ( 5-б слоев). После полного высыхания  полимент полируют щетинной кистью или сукном. Далее, как и в клеевом золочении, места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и аккуратно накладывают листочки золота. После того, как поверхность немного просохла, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после этого золото начинает блестеть.

Задача реставраторов.

Как мы видим, существует несколько технологий реставрации золочения, и их выбор определяется многими факторами.

Однако достигаемый эффект зависит не столько от знания мастером технологий, сколько от опыта выполнения такой работы и квалификации. Нашими реставраторами восстановлено большое количество изделий и помещений, требовавших воссоздания позолоты, в том числе – старинных предметов различных исторических эпох.

Среди них следует отметить реставрацию в Золотой гостиной Аничкова дворца, реставрацию помещений в Павловской дворце, реставрацию Большой церкви в Зимнем дворце.

Существует множество получаемых эффектов  позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши реставраторы с точностью воспроизведут эффект золочения, используемый при создании предмета.  Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале.

Задача наших реставраторов  —   не только воссоздать утраченную позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными. Задача не из легких. Неаккуратно нанесенное покрытие ухудшает внешний вид изделия, а исправить неправильно сделанное иногда бывает практически невозможно. Поэтому доверять реставрацию позолоты интерьеров/экстерьеров  важно только опытным и квалифицированным  мастерам.

Золочение поверхностей осуществляется листами сусального золота или сусального серебра или их имитацией поталью. Позолоченные предметы в интерьере (мебель, лепнина, предметы искусства, ювелирные украшения, церковная утварь и т.д.) красотой и убранством подчеркивают статусность помещения и придают ему торжественность. Возможно золочение, как и небольших предметов, так и масштабных конструкций (купола храмов, кресты, потолки и т.д.). Роскошь позолоты помогает превратить самый простой предмет мебели или детали интерьера в уникальное произведение искусства.

В традициях православного храмостроения широко используется золочение сусальным золотом – это и купола, которые видно издалека, и иконостасы и иконы. Золото в храме воспринимается как символ небесной славы.

Сусальное золото (от слова "сусаль" — "лицо", лицевая сторона, поверхность) — представляют собой тончайшие листы, которые изготавливаются из золота или биметалла (накладное золото по серебру, сплаву меди с цинком и др. металлами), иногда в сусальное золото добавляют серебро или алюминий

Производство сусального золота.

Само золото как металл очень мягкое и ковкое и его можно раскатать в очень тонкие листы, при этом без разрывов и трещин. При производстве сначала отливают брусок размером 20*5*1 см и раскатывают его тонкой полосой длиной до . Достигается это за счет мягкости золота. Потом полосу режут на квадраты, которые укладываются между листами специальной бумаги. Такая стопка может иметь от 100 до 300 квадратов сусального золота. Затем эти листы сусального золота в стопке кладут под молот, который наносит примерно 2 тыс. ударов, для того чтобы квадраты расплющились до толщины в несколько микрон образуя лепешку из которой вырезают квадрат и вкладывают в книжку. Книжки с листами сусального золота могут иметь от 10 до 300 страниц.

Это лишь некоторые операции по производству сусального золота, всего их может быть 20-30 и все они определяют качество конечной продукции. Отбивка (расплющивание) – это одна из самых технически сложных и трудоемких операций. Толстые квадраты золота расплющивают молотом, удары которого наносят в строго определенной последовательности и с равномерным усилием по краям и по центру. Размер квадрата увеличивается при этой операции в примерно 10 раз. Так сусальное золото получается одинаковой толщины по всей лепешке, что определяет качество позолоты в дальнейшем.

Книжки с сусальным золотом могут иметь различные размеры, например 91,5*91,5 мм, 80*80 мм и др., а толщина листов в ней от 0,13 до 0,67 микрона. Вес самой книжки, так называемый лигатурный, может быть от 1,25 до . Для золочения наружных поверхностей используют книжки весом от , книжки с более тонкими листами используют для отделки позолотой предметов интерьера, мебели, церковной утвари и т.д.

Сусальное золото может быть в свободном и трансфертном виде.

Лист свободного сусального золота из книжки позолотчик вынимает легким дуновением, помогая ему завернуться на золотарный нож, кладет на подушку, разглаживает и вырезает нужную форму, которую переносит на поверхность лампемзелем и аккуратно разглаживает кистью.

Трансфертное – это листы сусального золота, которые были нанесены на кальку или шелковую белую бумагу давлением. Такой лист наносится на поверхность золочения и после приклеивания золота удаляется.

Существует два основных способа золочения: на полимент и на мордан.

Полимент – это основа, на которой держится накладываемое сусальное золото, существует много рецептов приготовления полимента, вот один из них:

— глина

— мыло

— белый пчелиный воск

— китовый жир (спермацет)

Золочение на полимент дороже и сложнее чем на мордан, но этот вид золочения придет поверхности вид настоящего металлического золота. Чаще всего используется при золочении предметов интерьера, т.е. не подверженных атмосферным воздействиям.

Золочение на мордан. Такой вид золочения дает матовую позолоту. Его еще называют масляным, т.к. для выполнения практически всех подготовительных операций используются материалы, содержащие в основе свой растительные масла, само сусальное золото накладывается на лак мордан тоже приготовляемый на масляной основе (смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом и добавлением лаков). Золочение на мордан дешевле и проще чем на полимент и применяется на различных поверхностях: дерево, металл, гипс, штукатурка, мрамор, мастика и т.д.

Технология золочения на мордан: детали, предназначенные под позолоту, грунтуют слоем красной охры или киновари, растворенной на желтке кистью для наложения грунта, желательно взять беличью, плоскую, которой удобнее накладывать ровный слой. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность для золочения покрывают морданом и оставляют на просушку на 6, 12 или 24 часа в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять готова ли поверхность для золочения можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко дотронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака – он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому — прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Золочение твореным золотом. Твореное золото используют для позолоты высокохудожественных изделий (мебель, рамы картин, прорисовывание деталей одежды на иконах) и реставрации небольших участков изделий.

Процесс золочения сусальным золотом

Способ приготовления: листы сусального золота (чаще обрезки) тщательно растирают с медом или патокой в ступке или на мраморной плите, затем осторожно несколько раз промывают в воде – золото оседает на дне посуды. Промытое золото оставляют на просушку – получается мельчайший золотой порошок, который по мере необходимости разводят до густоты клеем гуммиарабиком. Полученное твореное золото наносится на поверхность и, после высыхания, может полироваться. Но данное золочение не очень прочное и требует покрытия лаком.

Вернуться к списку статей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *